Главная цель оскорбления – сделать нам больно. Итак, как же стоит на него реагировать?

Мы живем в мире, в котором оскорбление стало буквально универсальным оружием. Интернет-тролли используют его, чтобы вас ранить. С помощью оскорблений наши конкуренты пытаются вырваться вперед. Не брезгуют оскорблениями даже наши близкие люди, когда они чувствуют себя обиженными.

Естественно, что адекватное критическое замечание может быть полезным. Но главная цель оскорблений – это сделать нам больно, и ничего полезного в них нет.

Итак, как же вам стоит реагировать, когда вас кто-то оскорбляет?

Существует замечательный пример реакции на оскорбление, которую продемонстрировал гениальный соучредитель компании Apple — Стив Джобс.

В 1997 году Джобс снова начал свою деятельность в Apple, откуда его изгнали более десяти лет назад. На одной из конференций из зала послышалось следующее:

«Мистер Джобс, вы яркий и влиятельный человек», — начал свой вопрос один из зрителей.

«Ну вот снова», — последовал ответ Джобса под хихиканье аудитории.

После чего Джобс услышал оскорбление, которое стало знаменитым:

«Это, конечно, грустно, но совершенно ясно, что вы порой просто не понимаете, о чем вы говорите. К примеру, было бы хорошо, чтобы вы внятно ответили, какое отношение к концепции OpenDoc имеют Jаva и ее виды. Затем не будет лишним, если вы расскажете нам, на что вы потратили последние 7 лет своей жизни».

Что тут сказать. У большинства из нас опустились бы руки, если бы они пережили столь резкую публичную атаку. Но ответ, который дал Джобс, — это просто 100 баллов из 100. И его можно разобрать поподробнее.



Джобс берет паузу.

Он некоторое время сидит молча.

И размышляет.

После того, как проходит примерно 10 секунд, которые публике показались целой вечностью, Джобс делает глоток воды и дает ответ, как на критику, так и на вопрос.

«Понимаете, можно нравиться определенным людям определенное время, но…»

Еще одна пауза, продолжительностью примерно восемь секунд. Как известно, пауза – техника, которая дает возможность на несколько секунд (иногда и дольше) сделать остановку и поразмышлять над дальнейшими действиями. Главный плюс паузы состоит в том, она дает вам шанс справиться со своими эмоциями и дать полностью продуманный ответ.

Джобс соглашается со своим оппонентом. Он отвечает:

«Совершая перемены, вы неминуемо сталкиваетесь с критикой. В этом и есть одна из главных трудностей, тем более, что люди, подобные этому джентльмену, правы!… В некотором смысле».

На протяжении многих лет психологи не прекращают повторять, что лучший способ изменить мышление человека – это не идти в лобовую атаку, а попытаться найти общий язык. Джобс так и поступил, признав, что слова его критика не лишены смысла. Конечно, концепция OpenDoc (именно о ней идет разговор) обладает функциями, о которых не знает даже Джобс.

Но руководитель не обязан досконально знать о функциях всех приложений, что и пытается объяснить Джобс.

Он для всех присутствующих рисует картину в целом.

Джобс рассказывает о своих функциях в корпорации. Они состоят не в том, чтобы разбираться во всех нюансах разрабатываемых программ, а в том, чтобы иметь представление обо всей картине в целом и продумывать будущую стратегию действий:

«Самое трудное – это придумывать общую стратегию, которая даст возможность реализовывать ежегодно продукции на восемь-десять миллиардов. И я понял, что при разработке технологий необходимо всегда отталкиваться от пользовательского опыта клиентов. Не имеет смысла сначала создавать технологии, а лишь затем думать, кому и каким образом их можно продавать».

Такая стратегия, основывающаяся на пользовательском опыте клиентов, в те годы считалась инновационной…

Но, как доказала история, Джобс был на 100% прав. Он использовал минусы выпущенных технологий в своих интересах.

Ссылаясь на опыт работы с клиентами, Джобс продолжил:

«Я допускал эту ошибку, вероятно, больше чем кто-либо из находящихся здесь людей. И мои шрамы доказывают это. И я уверен, что это так».

Обратите внимание, Джобс не просто рассказывает о своей стратегии, но и говорит о собственных неудачах, повышая тем самым свой авторитет среди присутствующих. То есть он просит всех людей, находящихся в зале, учиться на его ошибках.

Не забывает он и похвалить сотрудников корпорации.

«В Apple многие отдают работе себя целиком, и делают они это прямо сейчас», – с восхищением произносит Джобс. Он называет сразу целый ряд примеров, после чего отдает должное всей команде.

«Они делаю все, что в их силах!» — говорит Джобс.

Все эти слова служат поддержкой для всех сотрудников компании. Он восхищается ими. Он благодарит их. А они понимают, что всегда могут рассчитывать на Джобса. И это вдохновляет их на дальнейшую работу.

Финальные слова служат отличной мотивацией.

«Между прочим, некоторые ошибки будут совершены и в будущем. Они никуда не денутся. И это прекрасно, так как они позволят нам придумывать лучшие решения. Мы отыщем эти ошибки, чтобы исправить их!» — эти слова Джобс произнес уже под аплодисменты зала.

После чего он снова вернулся к человеку, который задал вопрос:

«Мы сделаем еще немало ошибок… И некоторые люди будут рассуждать о тех вещах, которые они совершенно не понимают. Но я считаю, что это намного лучше, чем просто стоять на месте, боясь совершить неверный шаг. И я думаю, что мы добьемся огромного успеха».

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: