У вас бывают навязчивые идеи?

Например, вы узнали новое слово и уже несколько дней слышите его от знакомых. Или вам рассказали про новый сериал, и теперь вы повсюду встречаете его упоминания. Такой фокус памяти – ловушка мышления, которая называется феномен Баадера-Майнхоф.

И я уверен, вы ещё не раз услышите о нем в ближайшие дни.

Феномен Баадера-Майнхоф – это когнитивное искажение, из-за которого мы воспринимаем новую информацию, которая появляется снова через какое-то время, необычайно навязчивой.

Своё причудливое название искажение получило в 1986 году. Тогда в американской газете города Сент-Пол опубликовали историю человека, который в течение суток дважды услышал про террористическую «банду Баадера-Майнхоф» и посчитал её очень известной.

Позднее, в 2005 году, американский профессор психологии Арнольд Цвики предложил более подходящее название этому искажению – иллюзия частотности. Он же дал интересное объяснение этому феномену.

Помните такие искажения как предвзятость подтверждения и селективное восприятие? Из-за первого мы склонны искать информацию, которая подтверждает нашу точку зрения. А второе мешает нам замечать информацию, которая не согласуется с нашими ожиданиями.

Так вот.

Эти два искажения совершили акт любви и на свет появилась иллюзия частотности.

Вот смотрите.

Представим, что вы решили купить Мазду последней модели. Выбрали комплектацию, цвет и пошли себе ждать одобрение на кредит. Выходите вы из автосалона и по пути домой начинаете всюду замечать ту самую Мазду. Из тысячи машин, которые вас окружают, на глаза попадается ваша будущая ласточка. Настоящее наваждение.

Или вот другой пример.

Прочитали вы книжку про то, что все люди эгоистичные сволочи. Перевернули последнюю страницу, вышли на улицу, и действительно, одни сволочи вокруг. А раньше вроде и не заметно было. «О как мне автор глаза открыл», – думаем мы.

А теперь помедленнее.

1. Мы видим что-то несколько раз и начинаем думать, что это какое-то наваждение (предвзятость подтверждения).

2. При этом мы не думаем о том, что упускает наше внимание (селективное восприятие).

3. На свет появляется розовощёкая иллюзия частотности.

Теперь поговорим о том, где встречается эта ловушка мышления.

В маркетинге рекламщики используют разные способы продвижения продукта, чтобы человек постоянно думал о нём. Coca-Cola красуется на баннерах, когда вы стоите в пробке, в руке героев любимого сериала, в рекламе на YouTube и т. д. Не обязательно слишком часто, достаточно сделать эти появления разнообразными.

Интересно (и опасно) проявляется иллюзия частотности в медицине.

Когда врач закончил лечить больного с определённым диагнозом, он какое-то время будет видеть признаки этой болезни у других пациентов. И соответственно назначать ненужные анализы и игнорировать реальные симптомы.

И последний пример из психологии. У нас сложилось предвзятое отношение к позитивному мышлению. Обычно в голове всплывает образ человека в депрессии, которого утешают словами «ну-ну» или «всё не так плохо». На практике одна из методик позитивного мышления, которой обучают людей в депрессии, – это управлением вниманием.

Человека учат замечать позитивные события в своей жизни: маленькие победы, дружеские разговоры, поддержку со стороны других людей. И тут срабатывает иллюзия частотности – он начинает видеть эти позитивные вещи всё чаще. С той лишь разницей, что это уже не просто иллюзия, а реальность.

Я часто замечаю за собой это искажение, когда изучаю новых авторов и их идеи. Когда я прочитал книгу «Хочу и буду» Михаила Лабковского, то несколько месяцев мерил поведение всех знакомых его шестью правилами. Когда прочитал «Игры» Эрика Берна, то стал повсюду замечать модели «Алкоголик», «Должник», «Ударь меня» и пр.

Иллюзия частотности, как и многие искажения, не обязательно несёт вред. Это ещё одна особенность нашей памяти. Чтобы ограничить её негативное влияние, достаточно помнить: вокруг нас происходят тысячи вещей, и «подозрительно частыми» нам кажутся те, на которые мы чаще обращаем внимание.

То есть если изо всех щелей лезет новая песня Шнура, возможно, это страшная реальность, а не иллюзия частности. Но если вы впервые услышали песню Аллегровой и теперь она мерещится вам повсюду – это когнитивное искажение.

Возможно, вы только сегодня узнали о феномене Баадера-Майнхоф. Не переживайте, если столкнётесь с ним в ближайшие пару дней. Это не наваждение.

Это иллюзия частотности.

©




Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail: