В 19 веке Виржини Готро считалась невероятно красивой женщиной в своем обществе. Она прекрасно себя чувствовала себя замужем за обеспеченным банкиром. Проводила свободное время на светских вечеринках в Париже.

Чем же так «прославилась» прекрасная Вирджини?

Виржини Готро, фотография Надара

Ей суждено было появиться на свет на территории Нового Орлеана. Когда Вирджиния была маленькой, умер ее отец. Ее мать, забрав дочь, переехала жить во Францию.

Когда девочка выросла, ее признали как красавицу в обществе, в котором она общалась. Такой титул был весьма заслуженным. Ведь у нее была красивая стройная фигура, тонкая талия. Профиль был аристократичным, кожа просто сияла. Кроме того Виржини прекрасно овладела наукой, как себя правильно преподнести в обществе. Соответственно девушка становилась музой для художников, которые соревновались за право написать ее портрет.

Интересно, что Готро не всем давала согласие позировать для картин. Но в 1883 году не смогла отказать художнику из Америки Джону Сингеру Сардженту. В то время она уже была замужем, и ей было 24 года.

Мадам Готро, Джон Сингер Сарджент, 1883, из коллекции Гарвардского художественного музея

Работа над портретом тянулась медленно. Мадам Готро постоянно переносила время встреч. Так как светские мероприятия отнимали у нее много времени и сил.

Но красота этой женщины была сильнее всех препятствий. Художник думал, что его работа войдет в историю, и он не ошибся.

«Мадам Готро поднимает тост», Джон Сингер Сарджент, 1882-83, из коллекции музея Изабеллы Стюарт Гарднер

Работа художника была представлена зрителям в 1884 году в Париже. Но выставка прошла со скандалом. Мать Виржини устроила скандал, относительно платья, которое было надето на ней. Она посчитала, что оно не достаточно точно выполнено художником и слишком открыто. Буквально потребовала более подробно нарисовать платье.



«Портрет мадам X» (Виржини Готро), Джон Сингер Сарджент, 1883-84 гг., из коллекции музея Метрополитан

Девушка позировала в черном наряде. Он был в верхней части из бархата, в нижней из атласной ткани. При этом платье было довольно открытым. Для той эпохи такой крой стал актуальным для бальных платьев. Допускалось отсутствие рукавов, было модно носить платья с бретельками.

Мадам Готро решила позировать в модели с очень тонкими бретельками украшенными бриллиантами. Что еще больше возмутило маму это то, что одна бретелька была спущена с плеча.

Фотография первоначальной версии портрета, 1884 г., неизвестный фотограф, из коллекции музея Метрополитан

Зрителям казалось, что платье у нее на голое тело, это была сильная провокация для того времени. С учетом того что женщина была замужем за солидным человеком. Критики писали, что платье в одно мгновение может соскользнуть с тела девушки. Так им кажется глядя на полотно.

Эскиз к портрету мадам X, Джон Сингер Сарджент, ок. 1883, из коллекции Галереи Тейт

Такое впечатление возникало из-за расположения тела, положения бретелей, глубокого декольте. Картина вызвала масштабную полемику в обществе тех времен.

Автор ярко подчеркнул откровенность красоты женщины. Ее кожа была идеально белоснежной. А ушко красавицы было розовым. Глаза подчеркнуты великолепно, прорисованы густые ресницы Губы, брови, ярко и контрастно подчеркнуты.

Девушка красила волосы хной, это придавало им насыщенный медный оттенок. Помаду она предпочитала темно красную. Волосы украшены заколкой с бриллиантами в форме полумесяца. Это украшение было сделано как у Дианы охотницы. Ее красотой восхищались многие мужчины вокруг.

 

Деталь портрета мадам X, Джон Сингер Сарджент, 1883-84 гг., из коллекции музея Метрополитан

Завистники начала распространять слухи, обсуждать, что портрет не достоин замужней женщины. Слишком он был вызывающий, не скромный. Автор увеличил бретельки, изменил название полотна на «Портрет мадам Икс». Первоначально в названии фигурировала настоящая фамилия модели. Но это ничего не изменило. Художнику пришлось переехать в Лондон, потому что после скандала заказов он не получал.

После того как в печатных изданиях начали размещать карикатуры, шаржи на эту картину. Мадам пришлось покинуть светские салоны. Что бы скандал успокоился, пираньи переметнулись на новую жертву.

Естественно, что долго она не выдержала в уединении. Девушка вернулась к активной социальной жизни. Смело становилась моделью для других художников. На полотне 1891 года бретелька платья снова невинно сползла с плеча. Но данный портрет не вызвал подобного ажиотажа в обществе.

Карикатура Альберта Робиды на портрет, опубликованная в «Le Salon Comique» в мае 1884, из коллекции BNF — Gallica

Эту картину девушка почему-то любила больше всего.

Портрет мадам Готро, Антонио де ла Гандара, 1898 г., из коллекции Художественного музея Гиббса,

Никому не удалось превзойти полотно под названием «Мадам Икс». Много лет эта картина была в собственности художника. Когда мадам Готро скончалась в 1916 году, Сарджент решился продать картину в музей Метрополитан.

Передавая картину в музей, автор написал сопроводительное письмо. В нем была одна важная строчка: «Это лучшее из того, что я написал».

По материалам zen.yandex.ru

Запись Портрет Мадам Икс: бриллиантовая бретелька, розовое ушко и скандал

©







Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: