В семье алкоголик становится ключевой фигурой, вокруг которой выстраивается поведение остальных. Все родственники оказываются вовлеченными в проблему, а их поведение подчиняется одной задаче – спасать пьющего и скреплять систему, которая дисфункциональна, эмоционально разрушительна и буквально «трещит по швам».
Дети в этой ситуации наиболее уязвимы. Они обычно принимают на себя одну из четырех ролей: «героя семьи», «козла отпущения», «клоуна» или «потерянного ребёнка».
Однажды приняв на себя эти роли, дети пытаются приспособиться к той нездоровой обстановке в которой они живут. К сожалению, эта защитная маска постепенно становится их натурой, что не дает возможность избавиться от принятой на себя роли и во взрослой жизни.
СЕМЕЙНЫЙ ГЕРОЙ
Роль: гордость семьи
Снаружи:
• высокие достижения;
• хороший ребёнок, следует правилам;
• работает для одобрения;
• заботится о семье;
• отношение к другим с позиции родителя или начальника.
Внутри:
• неадекватность;
• вина;
• одиночество;
• страх потери контроля;
• чувствительность к критике.
«Семейный герой» – это ребенок, который демонстрирует высокие достижения во всех областях. Такого ребенка хвалят все: родители, учителя, соседи. Своим поведением он как бы уравновешивает ту трагедию, которая происходит в его семье. Ребенок в этой роли стремится во всем быть лучшим, но не потому что у него лежит к этому душа, а потому что он жаждет одобрения. Его самооценка полностью зависит от одобрения окружающих.
Как правило, из таких детей вырастают трудоголики, гиперответственные люди, которые выбирают в партнеры людей слабых, безвольных, нередко страдающих алкоголизмом.
Поведение, рекомендуемое взрослому, при общении с таким ребёнком:
• уделять больше внимания, когда он/она терпит неудачу;
• пытаться отделить собственную ценность от достижений;
• давать ему/ей понять, что можно совершать ошибки.
Поведение, которого взрослому следует избегать при общении с таким ребёнком:
• монополизация разговора;
• всегда отвечать первым на вопрос;
• позволить ребёнку оценивать себя только через свои достижения. Будущее такого ребёнка
С помощью:
• хороший лидер;
• научается принимать неудачи, обращается за помощью;
• ответственность только за себя.
Без помощи:
• брак с «нуждающимся» человеком;
• трудоголизм;
• перфекционизм, никогда не ошибается;
• чувство ответственности за всё.
КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ
Роль: снимает фокус внимания с химически зависимого.
Снаружи:
• враждебность;
• неповиновение;
• бунтарство;
• резкость, холодность;
• очень тяжело установить контакт;
• обвинение других;
• обычно вступает в альянсы со сверстниками.
Внутри:
• боль;
• вина;
• отвержение;
• злость.
«Козел отпущения» представляет собой полную противоположность «герою». Общим же является желание быть замеченным. Но обратить на себя внимание своими достижениями и успехами такой ребенок не может, поэтому он избирает другой путь: он дерзит, хулиганит, плохо учится, рано начинает употреблять алкоголь, курить, нередко связывается с плохой компанией. Такое поведение также помогает семье отвлекаться от центральной проблемы – алкоголизма. Ребенка ругают, на нем срывают злость. Такие черты как бунтарство, враждебность, агрессивность могут закрепиться на всю жизнь и мешать человеку строить свою жизни и карьеру, нормально общаться с другими людьми.
Поведение, рекомендуемое взрослому, при общении с таким ребёнком:
• дайте ребёнку понять, когда то или иное поведение неуместно;
• давайте поощрения, когда он/она берёт на себя ответственность;
• поставьте ограничения и дайте чёткие объяснения обязанностей, выборов и последствий;
• будьте последовательны и следуйте поставленным условиям.
Поведение, которого взрослому следует избегать при общении с таким ребёнком:
• жалость
• изменение отношения или усиление власти
• соглашение с претензиями других
• восприятие поведения ребёнка на свой счёт.
Будущее такого ребёнка
С помощью:
• искреннее выражение чувств
• умение обратиться за помощью
Без помощи:
• тюрьма
• проблемы с алкоголем/наркотиками
• проблемы в школе/на работе
ШУТ
Роль:
веселье и юмор
Снаружи:
• клоунада
• незрелость
• забавность
• гиперактивность
• привлечение внимания.
Внутри:
• страх
• тревога
• неуверенность.
Роль «клоуна» заставляет ребенка всегда всех веселить, пародировать, передразнивать. Такое поведение прикрывает неуверенность ребенка, его неумение строить нормальные отношения и страх перед тем, что его засмеют. Поэтому он смеется и паясничает сам. Такое поведения также помогает семье отвлечься от проблемы, расслабиться, забыть на время о своих тяготах. Но, вырастая, ребенок будет продолжать носить маску клоуна, которая помогает прикрывать его незрелость и неумение строить глубокие человеческие отношения.
Поведение, рекомендуемое взрослому, при общении с таким ребёнком:
• держать ребёнка ответственным за его/её деструктивное поведение;
• поощрять ответственность, поручая ему/ей важные и ответственные задания;
• поощрять уместный юмор;
• налаживать контакт глаз.
Поведение, которого взрослому следует избегать при общении с таким ребёнком:
• «смеяться над», лучше «смеяться с».
Будущее такого ребёнка
С помощью:
• весело быть в его/её компании;
• прекрасное чувство юмора;
• заботятся о себе.
Без помощи:
• компульсивный «клоун»;
• заболевания, связанные со стрессом;
• незрелость.
ПОТЕРЯННЫЙ РЕБЁНОК
Роль: облегчение
Снаружи:
• тихий;
• застенчивый ;
• уединение;
• избегает стрессов и конфликтов ;
• привязывается к вещам, а не к людям;
• мало друзей.
Внутри:
• ощущение собственной неважности;
• боль;
• злость;
• отвержение;
• тревога.
«Потерянный ребёнок» или «Невидимый ангел» – это тихий и неприметный ребенок, которого, как правило, никто не замечает. Он существует с глубоким убеждением, что не нужен никому. Это чувство закрепляется на всю жизнь и мешает человеку реализовывать свои таланты и способности.
Поведение, рекомендуемое взрослому, при общении с таким ребёнком:
• замечайте детей, чьи имена и лица вы не можете запомнить;
• пытайтесь установить контакт один-на-один;
• указывайте на сильные стороны ребёнка и поощряйте таланты;
• помогайте ребёнку строить взаимоотношения. Лучше это делать постепенно, в немногочисленных компаниях и т.п.
Поведение, которого взрослому следует избегать при общении с таким ребёнком:
• оставить ребёнка в молчании, не вызывать его на разговор, не просить высказаться;
• позволять другим детям заботиться об этом ребёнке, говоря и отвечая за него.
Будущее такого ребёнка
С помощью:
• раскрытие таланта;
• творчество;
• богатое воображение.
Без помощи:
• малый интерес к жизни;
• проблемы «в шкафу»;
• изоляция;
• смерть в раннем возрасте.
Автор — Мария Первишко