«Стиляги — типы, уходящие в прошлое», написал в марте 1949 года Д. Г. Беляев, автор фельетона, опубликованного в журнале «Крокодил». Именно там появилось это замечательное, ёмкое слово, обозначившее чисто советское, отечественное явление. И прав был товарищ Беляев: время стиляг ушло безвозвратно, как и время дефицита.

В 90-е мы ринулись в сторону общества потребления (правда, с «китайским акцентом»). Сейчас сложно себе вообразить тот контекст, те бытовые условия, в которых явились наши «первенцы свободы» моды и стиля.

мода и стиль

Героиня Инны Макаровой собирается на танцы, она надела оранжевую атласную блузку и узкую зелёную юбку-карандаш. На голове — какой-то немыслимый головной убор, а над головой — оранжевый абажур. Предмет совсем не случайный! Это — акцент, подчеркивающий пестроту и нелепость «кричащего» (было тогда популярно такое определение) наряда. Сердечный друг героини (актёр Николай Рыбников), шокированный её нарядом, внёс свои коррективы и на фото ниже мы видим результат…

мода вне времени

Скромное, однотонное платьице «японка», шифоновый шарфик и прическа (!). Да, тут явно обошлись без услуг парикмахера-стилиста.

А вот на замечательном фото Кузьмина советские девушки собираются на танцы.

модные тенденции

Простые советские девушки — это тоже примета времени и популярное определение, означающее всё что угодно, но только не это:

стиль

Не все в СССР были готовы согласиться с аргументами толерантной мамы.

одежда

карикатура

Новомодными молодёжными тенденциями озаботились и официальные идеологи-пропагандисты, обеспечив пристальное внимание советской прессы и правоохранительных органов. Подключили общественность, руководство вузов, где новые тенденции моды были особенно популярны.

графика

С конца 40-х и далее, в 50-70-е года авторы журнала «Крокодил» не расставались с полюбившейся темой, которая приносила неплохие дивиденды. И надо сказать, что карикатуры были замечательные! Как и комментарии в стихах и прозе! Полюбуемся?

журнал мод

журналы

Модная тема была активно поддержана студенческим фольклором, который сегодня почти забыт.

С удовольствием напомню строчки: О, Сан-Луи, город стильных дам! Но моя Москва не уступит вам!

Москва, Калуга, Лос Анжелос объединились в один колхоз!

Колхозный сторож, Иван Кузьмич, хлебнувши виски, толкает спич.

Вот получим диплом, хильнём в деревню, Будем там удобрять навозом землю. Мы будем сеять рожь-овёс, лабая буги, Прославляя колхоз на всю округу!

история

Нет, такие наряды, такие танцы не к лицу простой советской девушке, как и простому, рабочему парню.

Официальная пропаганда выдвинула радикальный тезис: Сегодня он играет джаз, А завтра Родину продаст!

мода

Студенческий фольклор: А мой пиджак, он канареечного цвета! Тот не чувак, кто не носит узких брюк!

юмор

Чувствуете разницу? Противопоставление положительного образа советской молодёжи западным веяниям, буржуазной культуре принимало порой анекдотические формы. Но для молодых любителей джаза и модной, яркой одежды — стиляг — это было достаточно серьёзно! Им грозило исключение не только из комсомола, но и из института, серьёзными осложнениями в будущей карьере.

молодежная мода

молодежный стиль

советский союз

советский

фольклор

Какой нейлон?! Какие буги-вуги?! Тут уместны совсем другие слова: Свиданье забыто, над книгой открытой склонилась подруга в окне золотом…

Ведь девушки краше (с улыбкой, как у Люсьены Овчинниковой) среди стиляг никогда и нигде не найти!

Стоит сказать и о сатирических комментариях к рисункам, зачастую стихотворных. Вот такой пример с использованием текста народной песни: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан, не входи, родимая, попусту в изъян! При таких ресницах, при таком колье, надо мне рядиться в модном ателье!».

И всё же, что выросло, то выросло. Бытовало такое антиобщественное явление, разумеется, только кто-о, кое-где у нас порой… Боролись, как могли.

В вузах создавались бригады содействия милиции. У Василия Аксёнова можно прочесть о примерах такого «содействия» : «разрезали крамольные узкие брюки, стригли волосы, отбирали стильные галстуки, фотографировали для окон сатиры «тех, кто мешает жить»…

Конечно, случались такие перегибы на местах. Об этих перегибах хотелось бы подробнее, может, кто подскажет случай из жизни? Буду очень рада такому комментарию.

Этот классический образ парня-стиляги полностью соответствует портрету, написанному Виктором Славкиным: Плечи ватные — во! Галстук вот до сих пор, с драконами «пожар в джунглях», волосы на бриллиантине, полуботиночки на белой микропорке — «манной каше», брюки-дудочки. Кок, галстук с драконами до полу! Подметки на обуви отрывали и наваривали вот такой белый каучук!

Интересно и то, что в советских журналах мод того времени как раз предлагались модели, соответствующие вкусу стиляг, во всяком случае, в женской моде. Девушки копировали модели одежды, причёски, макияж. Но, к сожалению, купить в магазине модную одежду и аксессуары они не могли. Советская лёгкая промышленность не откликалась на запросы молодых.

Да, фирменные, импортные наряды нельзя было купить, только «достать» (да и то втридорога) не без помощи особой касты предпринимателей — фарцовщиков.

Писатель Михаил Веллер воспел эту категорию «несоветских граждан». А сами несоветские граждане во всей красе показали себя в лихие 90-е.

А стиляжек, фифочек сыграли в советском кино актриса легендарного «Современника», Людмила Крылова (жаль, не нашлось фото в полный рост).

Людмила Шагалова и Тамара Носова. Впрочем, их героини к концу фильмов понимали, что сбились с пути и перековывались!

В 1979-м году в Московском театре К. С. Станиславского вышел замечательный спектакль «Взрослая дочь молодого человека». Поставил его Анатолий Васильев по пьесе Виктора Славкина. Этот спектакль был большим событием! Действие происходит в Москве, в 70-х годах. Герои пьесы не виделись много лет и вот встретились, вспомнили свою молодость, когда они учились в институте, увлекались джазом и слыли стилягами…

Поседевшие стиляги вспомнили безвозвратно ушедшее время. По прошествии 25 лет потеряли актуальность модные тряпки. Но в их культурном багаже остались первая выставка Пикассо, организованная Ильёй Эренбургом в 1956-м году, великие мастера джаза, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Глен Миллер… Чурлёнис, Хэмингуэй…

Спектакль «Взрослая дочь молодого человека» подводил черту, закрывал тему: социальные клише уже не имели никакого смысла. Старые социальные конфликты должны быть забыты.

А стиляги? Что это было? Оттепель? Детская болезнь, что-то вроде ветрянки?

©





Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: