Картинки по запросу смотри не перепутай кутузов

Ее называют Мэрил Стрип российского кино. Ирина Купченко — строгая, обаятельная, интеллигентная женщина, талантливая актриса стала образцом для подражания многих современниц.

Ирина Купченко родилась 29 февраля 1948 года в Вене, где служил ее отец-военный. Мама смогла записать дочке другую дату рождения — 1 марта.

Детство будущей актрисы было связано с переездами из гарнизона в гарнизон, пока семья не обосновалась в Киеве. Здесь она записалась в театральный, а затем и в кружок кинооператоров при Дворце пионеров. С удовольствием занималась танцами и мечтала о балете. Но родители считали, что эта профессия для серьезной девушки не подходит. Поэтому после окончания школы в 1965 году Ирина поступила на романо-германское отделение Киевского университета им. Т. Шевченко.

Через год, когда умер отец и семья решила перебраться в Москву, девушка решила все-таки подать документы в Театральное училище им. Щукина, и сразу же была принята.

Студенческие годы и начало карьеры

«В Театральном училище имени Бориса Щукина я училась у знаменитой мхатовской актрисы Ольги Ивановны Преображенской. В то время ей уже исполнилось 90 лет. Она была первой исполнительницей роли Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо», снятом в 1915 году», — рассказывает актриса.

Эту роль Купченко тоже репетировала в училище, а в 1969 году снялась у Андрона Кончаловского: «Еще студентками мы пошли пробоваться в массовку на киностудию «Мосфильм». Я ошибочно открыла не ту дверь и… получила приглашение на пробы». В фильме «Дядя Ваня» ее партнерами были Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук.

Работа в кино

Спустя два года вышел еще один фильм Кончаловского — экранизация «Дяди Вани» Антона Чехова, где актриса снялась в роли Сони. Этот фильм закрепил за Купченко образ гордой, независимой, скромной и искренней девушки.

Кадр из фильма «Без свидетелей». 1983 год

Сама Ирина не раз признавалась, что благодарна Андрону Кончаловскому, который открыл ее для кино. Она сыграл еще в трех фильмах этого режиссера: «Романсе о влюбленных» — Люду — раздатчицу в шоферской столовой, любовь которой возвращает героя к жизни, затем Соломину в «Сибириаде» и директрису в «Ближнем круге».

В драме Ильи Авербаха «Чужие письма» Ирина Купченко впервые сыграла главную роль. Без нравоучений и пафоса актриса и режиссер смогли показать суть проблемы взаимоотношений взрослых и подростков.

Благородно-проста и недосягаемо- возвышенна ее другая героиня — княгиня Трубецкая из фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», последовавшая за мужем на каторгу. «Наверно, чувство ответственности за судьбы страны начинается с ответственности к одному-единственному человеку. Этому учит семья, учит сама общественная атмосфера. Чувство достоинства в нас надо поощрять, а не гноить…», — считает актриса.

Другая героиня актрисы Женя Шевелькова из фильма «Странная женщина», на первый взгляд казалась натурой романтически легкомысленной, ищущей чего-то нереального. Ее иногда сравнивают с Анной Карениной. Но в отличие от героини Толстого, поезд увозит Женю и ее любимого в Москву, где для героини фильма начнется новая жизнь.

Кинокритики справедливо считают, что само присутствие Купченко способно обозначить нравственный центр фильма, подчеркнуть его идею. «Мне всегда интересно было играть женщин с трудной, сложной психологически судьбой. Через определенное время мне захотелось сыграть кого-то другого, но режиссеры продолжали меня использовать именно в этом амплуа. Но несколько раз мне повезло. Я сыграла в комедиях: у Рязанова в «Забытой мелодии для флейты» и в «Старых клячах», потом в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова», — вспоминает актриса.

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья». 1975 год

Иногда во время съемок актрисе приходилось испытывать себя на прочность. В «Старых клячах» она освоила специальность автомойщицы: «На Москве-реке меня одели в легкую курточку, подняли ведра с холодной водой и привезли огромную машину. Целый съемочный день, 7 часов, на холодном ветру, холодной водой я мыла эту машину, а меня снимали — сверху, снизу, сбоку. Уже заканчивали съемку, и вдруг Рязанов говорит нашему продюсеру: «Слушай, а что это за машина? Какое-то старье. Сейчас новые русские ездят на последних иномарках, «Мерседесах» и прочих. Замените машину, будем переснимать».

Личная жизнь

Первый раз Купченко вышла замуж еще совсем молодой — в 21 год. Ее мужем стал двоюродный брат Марины Влади — Николай Двигубский, который работал в российском театре художником. Молодые поселились в его мастерской. Спали на стареньком диване, Двигубский готовил молодой жене луковый суп, а в свободное время они играли со своей таксой. Все было романтично, но два года спустя закончилось разводом.

С 1972 года Ирина Купченко замужем за Василием Лановым. В браке родились сыновья — Сергей (погиб в 2013 году) и Александр. Сергей получил экономическое образование, а Александр — историческое.

Сегодняшний день

Аристократический образ актрисы прекрасно сочетается с ее волевым характером и трудолюбием. Она снимается в кино и работает в Театре имени Вахтангова.

Спектакль «Евгений Онегин»

«Актерскую форму поддерживать надо затем, чтобы работать. Нужно все время играть», — убеждена актриса. Она не скрывает, что и поддерживать себя в форме приходится ценой больших усилий: «Эта конституция достается таким потом! Если бы вы знали! Такими голодовками и отказами… Есть люди, которые едят и не поправляются, а мне все время нужно мучиться…»

В то же время она абсолютно гармонично чувствует себя в свои годы: «Мыслей «Ох, я старею!» нет. Волноваться не стоит: хотите или нет, а возраст все равно прибавляется. Всю жизнь в театре и в кино я играла героинь, которые старше меня. Я как бы привыкала к возрасту. И это, наверное, мне помогло плавно и гармонично войти в зрелость».

Свободное время она любит проводить в деревне. Считает себя деревенским человеком и думает, что если бы начать жизнь сначала, то она вполне могла бы стать фермером: «Жила бы в деревне, на природе, выращивала овощи. Это самое нормальное состояние для человека».

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья». 1975 год

Кадр из фильма «Без свидетелей». 1983 год

Кадр из фильма «Дворянское гнездо». 1969 год

Кадр из фильма «Странная женщина». 1977 год

©










Смотрите также:



newbeautybox