Мы с готовностью повторяем мантру «справедливости не существует», но когда доходит до нарушения твоих собственных интересов, она совершенно не утешает. Как жить, если нет никаких гарантий?

3043090

Нормальная глянцевая колонка обычно отвечает на животрепещущие вопросы в духе «Как удлинить ноги без смс и регистрации» или «Почему Твой Единственный до сих пор на тебе не женился, хотя вы знакомы уже три дня». А меня тревожат вещи непрактичные — например, как в мире, свободном от высшей справедливости, не чувствовать себя ни лузером, ни подлецом.

Потому что наше отношение к факту отсутствия мгновенного воздаяния за хорошие и дурные поступки зависит от того, «в какой ты половине». Ну, помните байку про эйчара, который посмотрел на гору резюме, взял полстопки и отправил в корзину со словами «этим не повезло, а неудачники нам не нужны». Так вот, рассмешит ли вас этот анекдот, зависит от того, где окажется ваш запрос мирозданию — на столе или в мусорке.
Отношение человека к справедливости меняется с течением времени. Поначалу, когда закон и порядок сосредоточены в маминых руках, все восхитительно просто: будешь хорошим — получишь пряник, будешь плохим — дадут по попе. И в нежном возрасте нелегко соответствовать стандартам правильного поведения, но тогда хотя бы есть шанс.


А с годами все острей понимаешь, что родители лгали, и безупречный образ жизни не гарантирует тебе ни успеха, ни любви, ни здоровья. Некоторых выручает религия, но даже от верующих людей, считающих себя нравственными, я слышала фразу «Если бы не было Бога, меня бы ничто не останавливало от зла». То есть внутреннего морального ориентира у них нет, только страх наказания и надежда на награду удерживает в рамках приличий.
Основная же масса населения считает, что боженька далеко, надо крутиться самому. Кое-кто ломается и начинает жить под девизом «Воруй, убивай, обижай животных». Остальные стараются быть честными, пока это выгодно или хотя бы неопасно.
И в этом случае важно соблюдать какие-то простенькие правила. Например, в минуты везения понимать, что твоя удача зачастую означает потерю для кого-то другого. Вовсе не обязательно в этом случае испытывать чувство вины, но стоит хотя бы минимизировать ущерб. Это как найденный кошелек. По отношению к нему может быть три разновидности поступков: более или менее честный человек заглянет внутрь и поищет визитку, если она есть, то позвонит хозяину и вернет все. Если ее нет — присвоит деньги. Абсолютно честный отнесет в полицию даже безымянный кошелек. Абсолютно нечестный не станет ждать милостей от природы и просто сопрет лопатник из чужого кармана. От обывателя никто не ждет полной порядочности, но и от прямых подлостей лучше бы воздержаться.
От одной состоятельной женщины я услышала понятие «социальный долг». Ее, медийную персону, бомбардируют просьбами и требованиями жулики всех мастей, и я спросила, почему секретарь не отсеивает всех незнакомцев. На это она и сказала про долг: любой обеспеченный человек должен пытаться помогать людям. Не раздать деньги нищим и уйти в закат босым, но не отворачиваться от чужих бед.
Даже если ты не настоящая миллионерша, всегда есть возможность. Подыскать знакомому работу, оказать услугу, попросить нужного человека — каждый из нас постепенно наработал себе пространство, в котором он чуть сильней и влиятельней других, и этой силой имеет смысл делиться. Это, ко всему прочему, невероятно повышает самооценку. Чувствуешь себя слабым — сосредоточься на помощи другим, и незаметно обретешь опору. Нет, не потому что есть лузеры еще хуже тебя. Нет, не потому что добро к тебе обязательно вернется — оно вполне способно уйти с концами. Но влияя на чужую жизнь, потихоньку получаешь уверенность в том, что властен и над своей. А еще формируешь для себя здоровую среду — круг, в котором люди связаны взаимной поддержкой. Ну, как мафиози, только милые.
Недавно я беседовала с волонтерами, помогающими бездомным животным. Они не ждут от людей, чтобы те положили жизнь на алтарь зоозащиты. Они даже не требуют отвозить всех встречных потеряшек в приюты и оплачивать им уход. Они просят хотя бы не выбрасывать своих животных — вы не представляете, насколько меньше бродяг станет тогда. Просто несите ту ответственность, на которую подписались, это уже очень много.
Мировой справедливости по-прежнему не существует, но есть справедливость бытовая, в руках каждого конкретного человека. Делить пироги поровну. Делать, что обещал. Помогать, если можешь. Теорию малых дел принято считать слишком идеалистической, но это последнее, что остается каждому из нас, когда нет надежды на высший суд. Не ради других — ради себя, чтобы не впасть в отчаяние в мире без гарантий.
Автор:Марта Кетро

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: