Я познал и бедность, и достаток и понял, что можно оставаться достойным человеком в обоих состояниях и что обеспеченный человек может быть глубоко несчастен.
Добрый человек — это тот, кто наделен достаточной силой воображения, чтобы представить себе, каково приходится другому.
Страдания не облагораживают людей, даже евреев.
Прежде чем вступать в войну ради чего бы то ни было, вам следует остановиться и подумать о невинных детях, которые будут искалечены, убиты или осиротеют.
Существуют проблемы, которые, как окровавленные лохмотья, лежат прямо поперек тротуара. А люди переходят на другую сторону улицы или отворачиваются, чтобы не видеть.
Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки, и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики.
Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил;
взрослый, не помня себя, убил.
У простодушного ребёнка выманили игрушку;
у взрослого — подпись на векселе.
Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет;
взрослый проиграл в карты все своё состояние.
Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…
Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя.
Как-то я спросил в классе, кем кто хочет быть. Один мальчик сказал: «Волшебником». Все засмеялись. Мальчик смутился и прибавил: «Я буду, наверное, судья, как мой папа, но ведь вы спрашивали, кем я хочу быть?»
Не знаю, что следует сказать на прощание детям. Но одну мысль хорошо бы донести до них со всей ясностью: каждый свободен выбирать свою дорогу.