Что делает человека умным? Можно ли сделать себя интеллектуально одаренным или это то, что дается от рождения? На эту тему существует очень много домыслов и мнений. Разберем несколько мифов об интеллекте, в которые верит значительная часть людей.
Миф 1: Интеллектуальные способности передаются по наследству и их не изменить
Интеллект зависит от множества факторов, к которым так же относятся и гены и внешние факторы среды. Создав подходящие условия, можно влиять на повышение уровня интеллекта. Это доказывается случаями, когда дети, чьи родители не отличались эрудированностью, были усыновлены теми, кто мог обеспечить им подходящие условия для развития. Интеллектуальный уровень таких детей существенно возрастал, по сравнению с уровнем их биологических родителей. В целом, способности мозга можно тренировать также, как мышцы. Если заниматься регулярно, результат не заставить себя ждать.
Миф 2: Спортсмены не отличаются высоким интеллектом
Данное утверждение далеко от истины. Физическая нагрузка оказывает существенное влияние на здоровье, состояние тела и ума. Доказано, что регулярное занятие спортом улучшает работу сосудов и обеспечивает приток кислорода в мозг. Всё это способствует повышению сообразительности, улучшению памяти и внимания. Другое дело, что люди, становящиеся профессиональными спортсменами, могут получать серьезные травмы, в том числе черепно-мозговые, которые оказывают влияние на мыслительные способности. От умеренной физической нагрузки никакого вреда не будет.
Миф 3: Прослушивание музыки помогает обучению или работе
На самом деле, слушать музыку и учиться — два разных вида деятельности. Такая многозадачность загружает мозг и ухудшает результаты труда. Мы всё равно отвлекаемся на то, что слышим, работая менее сконцентрировано и затрачивая больше времени на выполнение дел. Фоновая музыка может помогать только в случае простой монотонной работы, которая не требует больших усилий со стороны разума. В случаях, когда нужно что-то запомнить или выполнить задание, требующее серьезного обдумывания, от музыки лучше воздержаться.
Миф 4: Человеческий мозг более продуктивен в условиях стресса
Некоторые считают, что если создать стрессовую ситуацию, то работник быстрее выполнит свою работу, а студент лучше запомнит материал. Поэтому многое откладывается на последний день. Умеренный стресс действительно способствует активизации скрытых ресурсов организма. Но если перестараться, возникает дополнительная нервозность. Когда нервы на пределе становится сложно выполнять работу с требуемой точностью и аккуратностью. Так же могут возникнуть проблемы с запоминанием и общим состоянием здоровья. Поэтому лучше не усердствовать с нагнетанием стрессовой обстановки.
Миф 5: Взрослые люди не поддаются обучению
Действительно, с возрастом снижается скорость запоминания новой информации. Однако люди способны учиться новому и после 50 лет, что подтверждается исследованиями. Участники групповой терапии преклонного возраста успешно осваивали навыки, которыми прежде не владели. Это было сопряжено с определенными трудностями, потребовало усилий и времени, но они всё же получили результат. Так что не нужно прикрываться отговорками, чтобы ничему не учиться. Можно осваивать новое до глубокой старости.
Чтобы развивать интеллект важно наполняться полезной информацией!