«Когда вы устранили неверные версии, все, что остается, каким бы невероятным оно ни было, должно быть истиной».
– Шерлок Холмс
Умеете ли вы устанавливать связи между предметами?
Детективы чаще всего изображаются, как блестящие, талантливые умы. Они обладают редким даром видеть то, что обычные люди не могут. Однако есть способ приобрести эти сверхспособности.
Слово «детектив» означает раскрытие истины – совершить то, что одновременно возможно и невероятно. Для этого необходимо замечать, как люди действуют и почему. И, наконец, устранить неверные версии.
Поиск связей между фактами – это привычка. Очень важно создавать новые идеи, как объясняет Джеймс Уэбб Янг в своей знаменитой пятиступенчатой технике творческого решения проблем.
Вам не нужно быть знаменитым сыщиком, чтобы думать как они – тренируйте свою способность находить связь между фактами.
1. Дедукция и наблюдательность идут вместе
Среди наблюдательных людей Шерлок Холмс не является уникальным. Однако, у самого известного детектива есть секрет. Наблюдательность концентрирует его внимание на чем-то важном.
Английский детектив всегда наблюдал, а не просто смотрел. Собранность и сосредоточенность позволили ему находить подсказки, которые вели его к правильному решению.
«Я считаю, что мозг человека изначально похож на маленький пустой чердак, и вы можете уставить его такой мебелью, какой пожелаете.»
– Шерлок Холмс
Холмс наблюдал фактами непредвзято. Детектив искал связи и смысл всего, что видел. Он применял принципы дедуктивного мышления.
Шерлок составляет гипотезу о том, что, по его мнению, произошло. Затем он ищет дополнительные доказательства для логической проверки своих первоначальных утверждений. Детектив воссоздаёт случившееся – кусок за куском.
Кажется нелогичным уходить от проблемы, которую вы хотите решить. Заставить свой ум сделать шаг назад нелегко. Доктор Ватсон не мог отойти от рассматриваемой проблемы. Он сердился, когда Холмса отвлекали посторонние вещи.
Однако, дедукция требует отвлечения от проблемы. Мы позволяем ответу найти нас, а не наоборот.
Шерлок Холмс жил в осознанном взаимодействии с окружающим миром. Ваши убеждения или слепые зоны вашего внимания могут иногда влиять на вашу интуицию. Практика осознанности делает ваш разум открытым – вместо того, чтобы судить о фактах, вы наблюдаете за ними.
2. Все события возможны – пока их нет
Когда Агата Кристи придумала Эркюля Пуаро, она не знала, что будет писать книги о нем на протяжении десятилетий.
В отличие от Шерлока, у бельгийского детектива одинаково развиты, как левое, так и правое полушарие мозга. Важную роль в его расследованиях играют моральные принципы. Пуаро больше, чем детектив – он рассказчик.
Пуаро призывает всех свидетелей рассказать свой взгляд на происшествие. Эти рассказы полны противоречий и выдумок. Детектив терпелив – он выслушивает многочисленные свидетельства о том, что случилось и почему. Он позволяет каждому поделиться своей точкой зрения.
Кристи вставляет в свои книги нескольких подозреваемых, которые кажутся одинаково неискренними, пока не находится настоящий убийца. Разные точки зрения помогают Пуаро понять, каким человеком была жертва. И раскрыть мотив убийцы.
Не принимайте ничего за истину. Бельгийский детектив не делает поспешных суждений. Он не принимает чужих суждений и не делает быстрых выводов. Каждый кусок загадки должен встать на свое место.
Мораль Пуаро не однозначна. В «Убийстве в Восточном экспрессе» все подозреваемые оказываются виновными. Тем не менее, он их отпускает. Хотя это выглядит предательством его принципов, на самом деле это эволюция характера детектива.
В конце расследования Пуаро понимает, что жизнь полна моральных тонкостей. Группа убила человека. Но жертва нанесла всем своим палачам огромный вред.
Выслушивание историй является мощным средством проникновения в суть проблемы, а не только раскрытия истины. Конструктивное мышление – процесс творческого решения проблем – использует истории для выявления человеческих страстей и мотивов. Подобно Пуаро, вы должны быть терпеливы и выслушивать много разных историй – истина кроется в богатстве мнений.
3. Будьте неутомимы
Сара Линден из сериала Убийство – наименее самоуверенный телевизионный детектив – она искренняя и несчастная. Сара с трудом разбирается в себе, в своём материнстве, и своих отношениях с окружающими.
Линден – бегунья – и метафорически, и буквально. Она бегает трусцой, чтобы очистить свой разум. Она сбежала из приемной семьи. Сара провела всю свою жизнь, спасаясь от своих детских ран.
Ее худшие качества являются также лучшими – она идёт в своём расследовании до конца. Когда другие сдаются, Сара продолжает искать правду.
Стоический и тихий характер Линден помогает её в расследовании. Она ставит всё на карту. При осмотре мест преступления, она не упускает ни одну деталь. Ее мысль продолжает работать непрерывно. Она всегда выдвигает новые гипотезы – Сара снова и снова опрашивает подозреваемых.
Воображение – наш враг. Сара постоянно предупреждает своего партнера о том, что он слишком быстро делает выводы. Стивен Холдер более импульсивен, в то время как она остается спокойной и здравомыслящей.
“Ты здесь. Вот что важно. Это единственное, что имеет значение. Ты на месте. У тебя все будет хорошо.”
– Сара Линден
Ее преданность своей работе и упорство непобедимы. Она никогда не сдается. Несмотря на то, что она терпит неудачу во многих аспектах своей жизни – например, в материнстве. Но она продолжает продвигаться вперёд и пытается добиться большего. Она снова делает попытки, снова терпит неудачу, и добивается своего.
4. Момент озарения!
Жизнь в раю кажется простой, а смерть – нет. Вот что узнал детектив Хамфри Гудман, переехав из Лондона на вымышленный карибский остров Сент-Мари.
Хамфри очень неуклюжий. Он часто забывает вещи, и обычно оказывается, что ему не на чем делать заметки. Однако это не мешает ему быть блестящим детективом.
«Мы с беспорядком очень старые друзья.»
– Хамфри Гудман
Хамфри Гудман умеет раскрывать убийства по мелким деталям. О знает, как связать факты воедино. Мыслить нестандартно для него – вторая натура. За его нетрадиционным подходом стоит оригинальный метод. Он всегда может взглянуть на события под уникальным и неожиданным углом, чтобы докопаться до истины.
В своем стремлении ответить на вопросы «кто, как и почему?» Хамфри обычно проявляет огромное упорство. Он работает над головоломками, пока не решит загадку.
Часто к концу у детектива наступает момент озарения. Обычная деталь или событие вызывает неожиданное осознание и помогает ему раскрыть преступление. Это может быть пустая бутылка из под кетчупа, муравьи на окне, или какая-то фраза подозреваемого.
Все виноваты, пока не доказана невиновность. Гудману нравится собирать всех подозреваемых вместе, чтобы объявить, кто убийца. Сначала он объясняет, почему каждый из них может быть убийцей. Затем один за другим он устраняет все версии.
В конце концов, остается один, обычно, наименее подозреваемый – и убийца раскрыт.
Одержимость мелкими деталями помогает вызвать момент озарения. Соединение того, что кажется несвязанным, поначалу кажется безумным. Но когда все части встают на свои места, решение обретает конечный смысл.
5. Быть беззащитным значит быть умным
Ничто на Земле не может подготовить нас к тому, чтобы иметь дело с кем-то вроде доктора Ганнибала Лектера. Это то, что обнаружила Клариса Энн Старлинг, когда впервые посетила серийного убийцу психопата. Неопытный агент ФБР была беззащитна перед убийцей и блестящим психиатром, которого играл Энтони Хопкинс.
Клариса не пыталась скрыть свою неопытность. Она не претендует на то, чем она не является.
«Я все еще учусь в Академии», – Клариса
«Джек Кроуфорд прислал мне стажера»? – Лектер
«Мы говорим о психологии, доктор, а не о Бюро. Можете ли вы определить, достаточно ли я квалифицирована»? – Клариса
Героический стажер ФБР демонстрирует прямоту, честность и решительность. Поначалу Клариса не совсем уверена в себе, но знает, как справиться со своей неуверенностью. За множеством слабостей Старлинг скрывается ее недюжинная сила.
Кларис хочет добиться успеха, несмотря ни на что. Она умный и смелый агент, но все еще стажер. Она также женщина в мире, управляемом мужчинами. Клариса испытывает страх, но не позволяет этому чувству остановить ее.
Пока она продолжает встречаться с Лектером, доктор одержимо хочет понять эмоции Кларисы. «Сначала страшно, потом радостно», – рассказывает она о своих чувствах. Молодой агент ФБР любит свою работу – даже обнаруживая в банках части тел.
Естественность Кларисы разоружила интеллектуальное превосходство доктора Лектера. Вместо того, чтобы пытаться конкурировать с ним, ее уязвимость сделала Ганнибала более склонным к сотрудничеству.
Ваша уязвимость отражает лучшее в вас и других. Вам не нужно хитрить с другими, чтобы найти лучшее решение. Уязвимость – это не слабость, а сверхспособность – как вы поступаете с другими, так поступают и с вами.
6. Следуйте своей интуиции
В отличие от Шерлока, методы отца Брауна скорее интуитивны, чем дедуктивны. За внешностью католического священника скрывается детектив.
Вымышленный персонаж К. Г. Честертона имел прототипом настоящего священника – человека хорошо изучившего человеческое зло. Отец Браун не выглядит слишком умным. Он претворяется неуклюжим и наивным.
Его внешность помогает ему усыпить внимание противника. Она маскирует его яркий ум, проницательность и дар наблюдения. В то время, как полиция использует более простые методы, священник полагается на силу эмпатии.
Отец Браун – добрый человек, который испытывает сочувствие к каждому подозреваемому. Отождествляясь с ним, он может чувствовать и думать как преступник. Его опыт исповедника сформировал его детективные способности.
Как священник, он понимает природу зла. Браун использует эмпатию, чтобы проникнуть в криминальный разум. Он может видеть то, что не могут другие – именно так он раскрывает преступления.
Как объясняет Браун: «Видите ли, я всех их убил…» Я тщательно спланировал каждое из преступлений. Я точно подумал, как можно сделать что-то подобное, и в каком стиле или душевном состоянии человек действительно может это сделать. И когда я был совершенно уверен, что я чувствовал себя точно так же, как убийца, конечно, я догадался, кто он».
Отец Браун больше раскрывает преступления посредством точных рассуждений. Он больше заботится о духовных и философских истинах, чем о научных деталях. Он почти полная противоположность Холмса.
Шерлок находит преступника, начиная с внешних улик. Он опирается на науку, экспериментальные методы и логику. Отец Браун, напротив, использует богатые психологические познания, извлеченные из исповеди. Он полагается на эмпатию, интуицию и самоанализ.
Итальянский марксист – теоретик Антонио Грамши считает, что характер каждого детектива основан на его религиозном взгляде – протестантском и католическом соответственно.
Браун напоминает нам, что вам не нужно официальное звание или опыт, чтобы хорошо решать проблемы. Он не настоящий детектив, но не менее компетентен. Его жизнь священника превратила его в интуитивного эксперта по человеческому поведению – он читает между строк в жизни и смерти.
7. Найдите себе помощника
Бродчерч (Убийство на пляже) – мрачный и эмоциональный сериал. Не удивительно, что главный герой носит те же черты. Алек Харди, как и детектив Линден, обременён тяжёлым жизненным опытом.
Нерешенные проблемы и ошибки преследуют детектива Харди. В его семейной жизни беспорядок. Он взял на себя вину за неудачу в расследовании, когда доказательства были украдены из автомобиля его жены.
«Санбрук не терпит слабаков. Это делает меня лучшим кадром для этой работы.»
– Алек Харди
Харди скрытный, необщительный и решительный. Он страдает от болезни сердца, но никому об этом не говорит – даже своему напарнику. Алек всегда настороже. Он прячет свои чувства за вуалью сарказма и бодрости.
Детектив Харди считает, что все в Бродчерче слишком увлечены расследованием. Но он не может раскрыть убийство без Элли. Они оба напарники с головы до ног.
Элли сострадательная и волевая. Она ожидает назначения на должность детектива-инспектора, которую занимает Харди. Элли старательна и предана своей работе. Но она не боится показывать свои эмоции.
Харди любит проводить длительные допросы. Такова его обязанность. Он никогда не останавливается – подозреваемые и свидетели должны идти в ногу с его темпом.
Элли, со своей стороны, много времени уделяет построению отношений. Она часть общества. Миллер исправляет то, что не удаётся Харди.
У Шерлока был Уотсон. У Линден есть Холдер. Элли Миллер – идеальный напарник Алека Харди. Она уравновешивает его рациональный и неустанный дух. Но Алек тоже компенсирует ее. Особенно после того, как Элли понимает, что её собственный муж убийца.
Отличный дуэт, где обе части могут дополнять и уравновешивать друг друга. Нам всем нужен соучастник расследования, чтобы помочь нам увидеть наши промахи. Наш напарник увеличивает наши шансы на успех.
Связывание всех частей воедино
Решение проблем требует более одного метода. Любая идея возможна, пока не доказано обратное.
Детектив обязан быть одержим решением проблемы.
Не достаточно найти решение – необходимо устранить проблему.
Как сказал П. Д. Джеймс: «Речь идет не о расследовании убийства, а о восстановлении порядка».
Решение проблем – это принятие разных взглядов. Не все детективы думают одинаково. Шерлок использует свою внимательность, Отец Браун – интуицию, Клариса извлекла выгоду из своей незащищённости, а Линден из упорства.
Однако, независимо от того, какой стиль детектива вы выберете, вы не сможете решить проблемы в одиночку. Найдите себе напарника.