Картинки по запроÑу Что делать, еÑли в школе отказываютÑÑ ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒ больного ребёнка

15-летний подросток Дима из Подольска перенёс онкологию. После лечения он хотел вернуться в школу, но администрация не разрешила, и пришлось перейти в другую. К сожалению, такие ситуации не редкость, но их можно избежать. Вместе с Благотворительным Фондом Константина Хабенского, который помогает детям с опухолями мозга, мы сделали инструкцию, как правильно действовать в такой ситуации. И какие есть права у больных школьников.

1. Рассказать учителям о болезни ребёнка

Родителям, которые слышат в кабинете врача пугающий диагноз, сложно думать о чём-то ещё, кроме спасения ребёнка. Тем не менее задуматься об учёбе сына или дочери нужно сразу. Поговорить с классным руководителем и, если это необходимо, другими учителями. Важно донести, что ребёнок может не ходить в школу неделями и даже месяцами, и обсудить форматы учёбы во время болезни. Например, попросить присылать задания по электронной почте.

Главное, родителям стоит помнить, что по закону «Об образовании» ребёнка не могут отчислить из-за какого-то заболевания, в том числе онкологии.

«Некоторые семьи просто не хотят рассказывать о болезни учителям. Во-первых, думают, что у ребёнка появятся проблемы с учёбой. Во-вторых, многие боятся неадекватной реакции педагогов и родителей других учеников. К сожалению, это не редкость. Вместо слов поддержки родители слышат: „И как вы прикажете теперь вашего ребёнка учить?“ — цитирую дословно, это реальный случай из практики».

Сергей Шариков, создатель проекта «УчимЗнаем», который занимается организацией учёбы для детей, находящихся на длительном лечении

«Конституция гарантирует каждому право на образование. Более того, там же говорится, что родители обязаны „обеспечивать получение детьми основного образования“. Если родители пойдут на поводу у школы и согласятся на отчисление ребёнка из-за болезни, это уже неисполнение родительских обязанностей. Есть и государственные гарантии: закон „Об образовании“ не допускаетдискриминации по каким-либо признакам. Особо важен пункт о „необходимости создания условий для получения качественного образования людьми с ограниченными возможностями“».

Елена Сагайдачная, юрист Коллегии адвокатов «Московский юридический центр „Толмачева и партнеры»»


2. Попросить учителя поговорить с одноклассниками ребёнка о его болезни



Одноклассники заболевшего ребёнка должны знать, что произошло. Попросите учителя провести классный час, на котором бы он рассказал ученикам о болезни. Важно донести до них, почему их одноклассник так долго отсутствует в школе и как его можно поддержать. Во время беседы не будет лишним провести работу по борьбе с канцерофобией, объяснить, что онкологические заболевания не заразны, помочь преодолеть страхи.

«Здесь идёт речь о воспитании чувств: детям важно научиться сопереживать тому, кто попал в беду. Перед беседой учителю нужно подготовиться: я рекомендую прочитать и посоветовать детям книги серии Книга в помощь“. В них простым языком рассказывают об онкологических заболеваниях и способах помочь».

Ирина Дерябина, руководитель программы «Терапия счастья» Благотворительного Фонда Константина Хабенского

«Я сразу рассказал о диагнозе Лёни учителям и написал письмо родительскому комитету. Объяснил, чем Лёня болеет и попросил по возможности чем-то поддержать моего сына. Результат был фантастическим: Лёня получил 26 конвертов с пожеланиями здоровья от его одноклассников! А на Новый год ему прислали стенгазету и мешок ёлочных игрушек — по одной от каждого ученика из класса. В ответ Лёня отправил им письмо, в котором честно рассказал о том, с какими трудностями ему пришлось столкнуться».

Максим Никонов, папа 10-летнего Лёни, у которого в августе 2017-го обнаружили опухоль мозга


3. Выбрать подходящий формат обучения

Операции, лучевая и химиотерапия редко обходятся без последствий, и к этому нужно быть готовым. У ребёнка может просто не быть сил на выполнение домашних заданий: в таком случае родители не должны заставлять. Совсем забрасывать учёбу тоже не стоит, ведь рано или поздно ребёнку придётся вернуться к занятиям. В большинстве клиник работают специальные школы, в которых можно учиться во время лечения по индивидуальным учебным планам.

«В Российской детской клинической больнице, в центре имени Дмитрия Рогачева и в других клиниках реализуется проект„УчимЗнаем“. Пациенты учатся по адаптированной программе общеобразовательной школы, которая учитывает их возможности здоровья».

Ирина Дерябина, руководитель программы «Терапия счастья» Благотворительного Фонда Константина Хабенского


4. Помочь ребёнку больше и чаще общаться с друзьями

Во время лечения ребёнок не должен чувствовать себя оторванным от мира, и общение со сверстниками — один из самых эффективных способов ему помочь. Хорошо, если учитель или другие родители подумали, как они могут подбодрить заболевшего ученика. Это могут быть письма со словами поддержки, посылки с играми или книгами, визиты в больницу и даже благотворительные ярмарки и концерты, которые одноклассники сами организуют в школе. После лечения или какого-то из его этапов можно позвать друзей ребёнка в гости и устроить детям вечеринку.

«Пока Лёня болел, он общался с одноклассниками в общем школьном чате. Когда мы завершили курс лучевой терапии, то собрали в кафе близких друзей Лёни и устроили вечеринку в честь его дня рождения. В перерывах между курсами лечения Лёня постоянно принимает участие в разных внешкольных мероприятиях. Я считаю, что активный образ жизни и общение с друзьями — лучшее лекарство».

Максим Никонов, папа 10-летнего Лёни, у которого в августе 2017-го обнаружили опухоль мозга


5. Обсудить с учителем возможные варианты дальнейшей учёбы

После ремиссии дети часто возвращаются в свой же класс. Но некоторым из них могут потребоваться особые условия для учёбы: кому-то нужна поддержка при ходьбе, у кого-то возникают проблемы с произношением, а у кого-то ухудшается память. Многим пациентам с онкологическими заболеваниями дают инвалидность, и родителям предлагают перевести ребёнка на домашнее обучение.

Важно помнить, что принудить ребёнка к домашнему обучению не может никто: даже в заключении психолого-медико-педагогической комиссии даются лишь рекомендации по подходящему формату обучения. Следовать им или нет — выбор каждой семьи.

Для многих детей, которые перенесли онкологические заболевания, самым подходящим вариантом становится смешанное обучение. Можно перевестись на домашнее обучение, но договориться с учителем, что несколько дней в неделю ребёнок будет ходить в школу. Учителя, в свою очередь, должны составить для ребёнка индивидуальную программу с учётом возможностей здоровья.

«У большинства детей с онкологией остаётся сохранный интеллект, многие из них могут учиться вместе с одноклассниками. Тут всё зависит от желания директора и учителя войти в положение семьи и помочь ребёнку. Если педагог действительно заинтересован, у него всё получится. Тем более в интернете много информации».

Сергей Шариков, создатель проекта «УчимЗнаем», который занимается организацией учёбы для детей, находящихся на длительном лечении


6. Поддержать ребёнка и помочь решить возникшие проблемы

Возвращение в школу многим даётся непросто. Ребёнок может закрыться от одноклассников или от него могут отвернуться друзья. Если преподаватели не идут на контакт и не могут повлиять на ситуацию, родителям нужно искать другие пути. Можно поговорить с родителями одноклассников, обратиться к школьным психологам и социальным педагогам. Или попросить помощи в районном отделе образования или в центре социальной помощи семье и детям. Родителям обязательно нужно фиксировать все обращения в письменном виде и просить у школы письменное подтверждение того, что их запрос получен.

«Как показывает практика, в случае письменных обращений шансы на разрешение вопроса возрастают. Сотрудники образовательных учреждений понимают, что, отказывая или заставляя, они нарушают права ребёнка, и подписываться под нарушением закона им не хочется. Кроме того, официальные письма от школы помогут подтвердить факт нарушения законодательства».

Елена Сагайдачная, юрист Коллегии адвокатов «Московский юридический центр „Толмачева и партнеры»»

«Если родителям и ребёнку нужна помощь психолога, я рекомендую позвонить на Всероссийскую горячую линию психологической помощи онкологическим больным и их близким„Ясное утро“: там можно получить бесплатную консультацию. В крайнем случае можно поменять школу. Важно найти учебное заведение с адекватным педагогическим составом и руководством».

Ирина Дерябина, руководитель программы «Терапия счастья» Благотворительного Фонда Константина Хабенского

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: