Вы любите Станислава Лема? Я — очень. Как великого фантаста, на книгах которого я выросла. Как философа-мыслителя и человека высочайшего ироничного интеллекта, который учил меня и других своих читателей свободе мысли и логике в то время, когда научиться этому было негде. Как писателя-гуманиста, в творчестве которого разум всегда побеждает грубую силу…
Он был гением предвидения. Его художественные произведения становились классикой в новых научных направлениях. Он сумел описать виртуальную реальность ( «фантоматику») в те далекие годы! Это кажется невероятным.
Во всех мирах, придуманных Лемом, он пытался ответить на философские вопросы, которые обязательно встанут перед человечеством на пути его развития. А в своей горькой антиутопии «Возвращение со звезд» поставил вопрос, что же для человека важнее : внутренняя свобода или внешнее благополучие?
Общество, в котором каждому ребенку ставится прививка от агрессии. Стабильное, мирное, идеальное, гуманное. Рай на земле.
Но люди перестали летать к звездам и почти разучились любить. Апатия, отсутствие жажды жизни, стерильность чувств… Оказывается, агресиия делала людей не только хуже. Она делала их жизнь и чувства насыщенней и богаче.
Я вспомнила эту книгу и другие книги Лема, когда думала о войне.
Он поставил мысленный эксперимент в той книге — он любил мысленные эксперименты… И ответ на него был горек. Человеческая природа такова, что общество без агрессии — невозможно. Агрессия и насилие заложены в нашей биологической сущности как нечто неотделимое от других наших качеств. А люди, как считал Лем, в массе своей и глупы и злы, потому что «зло возникает из глупости, а глупость питается злом»…
«Никто ничего не читает, а если читает, то не понимает, а если даже понимает, то ничего не помнит»… — Разве это не о нас с вами? не о наших детях? не о тех, кого мы видим на улице?
Станислав Лем даже хотел написать книгу под заглавием «Глупость как движущая сила истории». «В самом деле, — говорил он, — если присмотреться ко многим трагическим событиям прошлого, то окажется, что в основе их обычная глупость. Когда она дремлет в рядовом обывателе, ее, как правило, не замечают. Но когда она проявляется в людях, вершащих судьбами народов, это всегда трагически влияет на ход истории…»
Где же выход? И существует ли он вообще?
Лем считал, что эволюция человечества — в биотехнологическом формировании более совершенных типов человека.
«…Чтобы выйти за свои пределы, … человек разумный будет вынужден либо отвергнуть человека естественного, либо отречься от своего разума… Я утверждаю, что вы выйдете за эти пределы, ибо иного выхода нет. И в том, что сейчас вам кажется лишь прыжком в бездну, вы усмотрите вызов, если не красоту… ибо, отринув человека, спасется Человек…»
Как грустно и как обнадеживающе. Сначала — пересадки различных органов и биопротезирование. Потом — полная замена всех износонеустойчивых частей homo sapiens… Но ведь — сogito ergo sum! Пока я мыслю, я существую!
Лем был атеистом. «У меня свои убеждения. После моей смерти со мной будет в точности то же самое, что было перед моим рождением. То есть попросту ничего. И это для меня — обещание счастья. В определенном смысле, потому что ничего не ощущать — это намного приятнее, чем быть старым, больным, немощным».
Я очень люблю Лема. Но я верю, что существует что-то, имеющее нематериальную природу — назовем это душой, духом, сознанием… И что мы как-то выпутаемся из двойственности заложенной в нас природой агрессии, ничего не теряя, а только приобретая — укрепляя свою духовность, например… Разум не может быть бездуховным, шепчет мне надежда…
И как же не хочется верить в то, что войны и насилие на планете могут исчезнуть только тогда, когда у человечества исчезнет страсть к жизни и жажда к новому, или когда оно поголовно превратится в киборгов с холодной логикой и трезвым рассудком!