Умение рассказать о своей болезни нужно совсем не для того, чтобы доктору было проще работать. Четкое формулирование своих жалоб, а также понимание, как строить диалог с врачом, помогает прежде всего пациенту – быстро получить эффективные рекомендации по лечению, избежать ненужных трат на дополнительные обследования или неподходящие лекарства.
Отделяйте симптомы от эмоций
То, что пациент ищет у врача сочувствия и понимания, ни для кого не секрет. Однако рассказ, в котором акцент делается на чувства и переживания, а ваши фактические жалобы отодвигаются на задний план, сбивает специалиста с толку. Иногда случается так, что врач начинает задавать наводящие вопросы, но не получает на них ответов, так как пациент слишком фиксирован на своих ощущениях и просто не в состоянии отделить свои переживания от симптомов болезни.
Однажды ко мне в кабинет зашла рыдающая женщина. Она рассказывала о непереносимых болях в ногах, которые мешают ей спать, жить и говорить. Осмотр и обследования не подтвердили серьезных опасений: с ее ногами все было в порядке, однако субъективные ощущения женщины совсем не совпадали с увиденным врачами. Она рассказывала о том, как проснулась ночью от судорог в ногах, мышцы сильно сводило и боль постепенно нарастала, пока пациентка «не потеряла сознание». Описанные симптомы могли указывать на серьезную болезнь. Поэтому женщина получила желанную порцию сочувствия, а также направления на дообследование.
Через два дня пациентка снова оказалась в кабинете невролога, разгневанная. Оказалось, она собирается поехать в санаторий через неделю, а терапевт ее «не пускает». Разумеется, никаких обследований пациентка не собиралась проходить – ей нужно было лишь сочувствие врача, и она его получила. Боли ее уже не беспокоили, а про то, что она теряла сознание, дама и вовсе не припоминала. Однако факт обморока был записан в ее амбулаторной карте, а потому в санаторий она поехать не могла – до тех пор, пока не пройдет все рекомендованные неврологом обследования. И это нарушало ее планы: она собиралась ходить по магазинам в поисках купальника и шляпы от солнца, а ее поставили перед необходимостью бегать по больницам и обследоваться.
Мораль этой истории такова: эмоции усложняют диагностический поиск. Хотя врач и обладает навыком отделять чувства пациента от объективной картины болезни, преувеличения и вранье, которые применяются для повышения градуса сочувствия, все же не способствуют быстрой постановке диагноза. Зато могут усложнить жизнь пациенту.
Не скрывайте хронических болезней
Есть определенная категория пациентов, которая обожает играть с врачами в угадайку. Такие больные приходят на консультацию с загадочным лицом, и на вопрос врача «Что беспокоит?» отвечают возмущенно: «Вы же доктор, вот вы и определяйте, что меня беспокоит!»
Некоторые ведут игру тоньше. Они честно сообщают врачу о своих жалобах, однако результаты важных исследований предпочитают утаивать.
Разумеется, никто из врачей не угадал опухоль, потому как симптомы практически отсутствовали. Пациент злорадствовал и рассказывал о неграмотности моих коллег – меня он выбрал в качестве исповедника лишь по той причине, что я уже знала его диагноз.
«Медицинская угадайка» – веселая и увлекательная игра. Но лишь до тех пор, пока вы не захотите получить адекватную медицинскую помощь. Поэтому лучше не утаивать от врача информацию о ваших хронических болезнях, препаратах, которые вы регулярно принимаете, и прочие сведения, которые могут оказаться полезными в назначении лечения.
Другой причиной ненужного молчания является стыд. Однако для врача не может быть «неудобной» информации – профессиональная этика не позволяет ему делать суждений о тех или иных поступках пациента. К тому же большинство историй, которые кажутся больному «неприглядными», с точки зрения врача оказываются типовыми – все-таки человеческая психика работает по одним и тем же законам, а потому люди совершают примерно одинаковый набор ошибок, который приводит к болезням.
Суть индивидуального подхода в лечении пациента и состоит в том, что врач учитывает максимум информации о пациенте. Поэтому, если вы расскажете доктору все как есть и предоставите данные предыдущих обследований, шансы на назначение подходящего именно вам лечения значительно возрастут.
Расскажите, что не лечитесь
Некоторые пациенты не решаются принимать назначенное врачом лечение. Причины могут быть разными: например, страх, что антидепрессанты вызывают необратимые изменения личности и привыкание; уверенность в ужасных побочных эффектах, которые указаны в инструкции (доктор-то, поди, и не знает!), а иногда и вовсе отсутствие финансовых возможностей приобрести лекарства.
Такие больные продолжают ходить на прием к врачу в надежде, что он назначит другое лечение. И доктор, как правило, догадывается, что пациент попросту игнорировал его назначения. Но вытащить из него признание «Я ничего не делал из назначенного» порой требует огромных усилий.
Например, пациентка с головной болью напряжения, которая прошла все круги отечественной медицины: и «капалась» в стационаре, и получала курсы дарсонваля на волосистую часть головы, и разнообразные токи на шею, и пользовалась услугами массажистов, остеопатов и мануальных терапевтов, – никак не может справиться с болью.
Врач догадывается, что больная не пьет таблетки, убеждает ее в том, что они необходимы – речь не о сумасшествии, а об устранении причин боли, которые таятся в особенностях ее реакции на стрессы… Но все тщетно. Голова продолжает болеть, бесполезные «токи», «массажики» и «грязи» продолжают скрашивать жизнь пациентки…
Сомнения, страх, тревоги, неуверенность – это нормальная реакция на назначенное врачом лечение. Вы не обязаны доверять специалисту всецело, особенно если видите его в первый раз и взволнованы проявлениями собственной болезни. Однако заявить о своих сомнениях вслух – самое разумное, что вы можете сделать в данной ситуации. Возможно, врачу удастся развеять ваши сомнения, и убедить лечиться, и сократить тем самым время, проведенное в общении с «товарищами по несчастью» в интернете или в поисках «оптимального» варианта для самолечения.
Мария Аниканова, врач-невролог, топ-блогер ЖЖ