Слоган, который придумал Vidal Sassoon – «Если вы не выглядите хорошо, значит мы не выглядим хорошо» («If you don’t look good, we don’t look good») — пришелся по душе жаждущим перемен клиенткам, и уже в 1965 году Нью-Йорк Таймс в экстазе величала Сассун «Битлз от парикмахерского искусства»
На фотографиях конца 50-х все женщины похожи друг на друга – отложные воротники пиджачков, глаза со стрелками и упругий начес на голове, который, кажется, стоит монолитом и стихиям не подвластен.
Бабуля моя, в свое время считавшаяся самой модной женщиной-инженером на своей ГЭС, про этот монолит рассказывала всякие ужасы – как женщины ходили на укладку раз в 2-3 недели, спали практически стоя, чтобы не примять «прическу», и по утрам лишь слегка приглаживали нерушимый стог, как чесали голову спицей, ибо пальцы сквозь волосы из-за обилия лака не проходили.
И как сама парикмахерская больше была похожа на пыточную, со всеми этими щипцами, громоздкими ульями фенов и покорным клиентками, жертвующими всем ради сомнительной красоты…
По словам бабушки, женщины без лакированного стога на голове именовались «Феклами» — натуральность в те времена была не в почете, и стрижка без укладки считалась признаком деревенщины.
стрижки: «К ЧЕРТУ ГНЕЗДО НА ГОЛОВЕ!»
Примерно такие же настроения царили и в странах загнивающего запада в конце 50-х, когда молодой и наглый парикмахер Видал Сассун (да, да, тот самый, шампуневый) произвел революцию, сравнимую по разрушительной силе воздействия с той, что за 30 лет до него устроила в моде мадемуазель Коко.
Последняя избавила дам от корсетов, Сассун же освободил их от шлема из волос и тяжелой лакированной конструкции, которая создавала перечисленные выше сложности.
В начале 60-х годов этот потомок украинских эмигрантов, который родился и вырос в беднейшем районе Лондона, представил миру свой знаменитый модернизированный «боб» тридцатых — стрижку Five Point. Четкие линии, подчеркивающие геометрию лица, ни грамма лака — революция!
Новая форма противостояла не только аляповатым «бабеттам», но и неаккуратности хиппи, движения, только набиравшего силу в конце 50-х. «К черту это старушачье гнездо на голове!», — клеймил Видал сложносочиненные конструкции и проповедовал совершенно новый подход к моделированию прически.
Во-первых, хорошая стрижка должна «работать» сама по себе, без всякой укладки. Во-вторых, она должна учитывать индивидуальные особенности конкретной женщины, невозможно создать универсальную форму, которая пойдет всем. В-третьих, искусство парикмахера сродни искусству архитектора: важно понимать форму и работать с линиями, а не копировать чужие сооружения.
Свою знаменитую стрижку Видал Сассун строил по определенным анатомическим ориентирам (точкам) – челка, виски, затылок и т. д., уделяя повышенное внимание проборам, линии роста волос, геометрии затылка и углу, под которым срезались волосы клиентки.
Новая идеология взорвала индустрию, к молодому мастеру зачастили сначала особо продвинутые дамы, потом в дело вступил Vogue, опубликовавший фото актрисы Nancy Kwan со стрижкой от Сассун на обложке, после чего тот едва ли даже успел воскликнуть «и все заверте…», как события стали развиваться с бешеной скоростью.
<Философия Сассун – «форма и натуральный здоровый блеск — превыше всего!» — неожиданно нашла поддержку в массах: они оценили преимущество волос, которые двигались вместе с хозяйкой.
Часы, которые тратились парикмахером на достижение безупречной линии вознаграждались невиданным результатом: укладка новой стрижки занимала одну десятую секунды – ровно столько, сколько требуется на то, чтобы тряхнуть головой.
БИТЛЗ ОТ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА
Эта философия легла в основу концепции салона, который Видал Сассун открыл сначала в Лондоне, а затем и в Америке. Слоган, который придумал сам мастер – «Если вы не выглядите хорошо, значит мы не выглядим хорошо» («If you don’t look good, we don’t look good») — пришелся по душе жаждущим перемен клиенткам, и уже в 1965 году Нью-Йорк Таймс в экстазе величала Сассун «Битлз от парикмахерского искусства!».
И это, кстати, едва ли можно назвать преувеличением — стиль 70-х во многом был создан именно этим человеком.
К началу 80-х Видал Сассун превратился в живого классика, его авторитет был настолько высок, что один из ведущих телеканалов запустил шоу «Новый день с Видал Сассуном», в котором он беседовал со звездами о высоком и между делом делился своими вескими комментариями по поводу их стиля.
Закат легенды
Однако история этого удивительного человека не так уж и похожа на сказку. Подъем, который последовал за изобретением Five Point Cut и принес Сассун славу и деньги, завершился с уходом эпохи Диско. В середине 80-х на смену гламуру пришла панк-культура, аккуратные челки и затылки стали никому не нужны.
Линия шампуней и ополаскивателей для волос, которую изобрел и запатентовал Видал Сассун (да-да, та самая «Вош энд Гоу», реклама которой взрывала неподготовленное сознание граждан постсоветского пространства), была продана компании Procter&Gamble.
Интернациональный монстр выжал из славы стареющей легенды все, что было можно и тихо списал бренд в утиль, не желая чтобы тот конкурировал с основной линейкой — PanteneProV.
В 2004 году Видал Сассун попытался через суд оспорить маркетинговое решение компании об уничтожении бренда, но суд проиграл, ибо к тому моменту давно уже не имел никаких прав на марку, носящую его собственное имя. У салонов дела шли также не очень хорошо, и к концу 90-х годов часть пришлось продать, а часть – закрыть.
Несмотря на то, что Видал Сассун был помешан на здоровом образе жизни и регулярно пил сок из пророщенной пшеницы, занимался йогой и избегал любых вредных привычек, последние несколько лет были омрачены тяжелой болезнью.
Диагноз «рак», неудачи в бизнесе и фактическое забвение – по траектории параболы жизнь вернула мастера к исходным позициям. В 2010-м году в свет вышел документальный фильм «Видал Сассун», в котором рассказывалось о судьбе и достижениях этого человека, однако комментарии блоггеров и журналистов в духе «Господи, он что, еще жив?!» не добавили пожилой звезде оптимизма…
Видал Сассун скончался на 84-ом году жизни в Нью-Йорке, городе, который когда-то сделал его легендой, а потом просто о нем забыл.
Неизвестно, как развивалась бы мода, если бы тогда, в 63-м Сассун не совершил свою маленькую революцию – кто знает, может, мы до сих пор носили бы на головах монолитные прически и я чесала бы голову спицей, доставшейся мне по наследству от бабушки.
А может, не он, так другой молодой и наглый парикмахер послал бы к черту старые веяния… Да в общем, это и не важно, история сослагательных наклонений не терпит, и именно Видал Сассун стал тем человеком, имя которого называли в парикмахерских как священный пароль наши мамы, и чьи идеальные стрижки до сих пор повторяют и воссоздают мастера в самых разных странах мира.
За что ему отдельное спасибо от всех освобожденных и хорошо стриженных женщин Востока и Запада.