Представьте, что вы – фокусник, который на глазах у изумленной публики вытаскивает из «пустой» коробки связанные один с другим разноцветные платки. Один платок тянет за собой другой, а тот – следующий и т.д.

Психофизиологические основы мнемотехники
Еще одним важным психофизиологическим базисом для памяти являются сами ассоциативные связи в мозге. Они могут быть естественными или искусственно заданными самим человеком. Такие искусственные связи и есть основы мнемотехники.
Образ, ассоциация и расположение – эти три принципа и породили все известные мнемотехники. Соединяя их, вы сможете запоминать больше и легче.

Мыслим картинками и звуками: яркие образы
<•даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
•если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.
Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.
Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:
•толерантность;
•сензитивность;
•когерентный ряд;
•турбулентность?
Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.
И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

Связанные одной цепью: ассоциации
Вы можете создавать свои ассоциации:
•помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
•соединяя между собой два объекта;
•представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
•представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
•сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.
Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.
Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и
•звуки,
•запахи и ароматы,
•прикосновения,
•движения,
•эмоциональные состояния.
Уроки для бабушки: расположение
•последовательность воспроизведения образов,
•связь между запоминаемыми объектами и тем, что мы помним наверняка.
Вот пример, которые журналисты наблюдали во время интервью 26-летнего Алекса Маллена, победителя американского конкурса мнемонистов. Чтобы продемонстрировать им приемы мнемотехники, память бабушки показалась ему наиболее удачным полигоном. На глазах журналистов он предложил своей бабушке запомнить 10 слов:
вишня,
кофе,
цветы,
конфеты,
чучело,
дракон,
соус,
призрак,
печенье,
скатерть.
Бабушка наотрез отказалась и категорически заявила, что не в состоянии справиться с такой задачкой. Тогда он попросил ее, чтобы она представила себя в своем доме и мысленно расставила все слова, двигаясь в своей гостиной слева направо. Примерно так: «Положи вишенку прямо напротив входной двери, затем поставь цветы в вазу на полку слева, рассыпь конфеты по дивану, в кресло посади соломенное чучело… Представила? А теперь снова мысленно пройди весь этот путь снова». В результате его бабушка, неожиданно для самой себя, вспомнила 8 слов из 10!
Это полезный прием, когда требуется запомнить список несвязанных между собой слов, например, покупок или дел на день.
Тренируйте память, используйте мнемотехники!