Рассматривая портреты, на которых запечатлены дамы, жившие в XV – XVI веке, замечаешь в руках у многих то ли маленького пушистого зверька, то ли аксессуар из меха. И возникает закономерный вопрос, что это — любовь к домашним животным или веяние моды. На самом деле в руках у красавиц из прошлого блохоловка. О том, что это такое, для чего она была предназначена, и почему этот аксессуар должен был быть в руках каждой уважающей себя дамы.
Блохоловка — популярный среди аристократии аксессуар XV-XVI вв., шкурка соболя или другого пушного зверька, цепляемая к поясу или носимая на плече, с искусственными головой и лапами зверька из золота и драгоценных камней
Борьба с ведьмами в Средние века привела почти к полному уничтожению кошек. Считалось, что именно они помогают колдуньям. Но как только исчезли кошки, города массово заполонили крысы. И как следствие в Европу пришла чума. Разносчиком заболевания стали блохи. Отсутствие бань и низкий уровень гигиены только способствовали развитию эпидемии.
Мыслители занимались поисками философского камня, а уничтожать грызунов было не кому. Блохи поражали не только животных, но и людей. Прыгающие насекомые уже никого не удивляли. Они порой воспринимались как предмет для развлечения. Многие молодые французы хранили блох, пойманных на теле любимой девушки, как приятное воспоминание.
Однако, несмотря на эти незамысловатые развлечения, насекомые приносили людям больше неудобства, нежели веселья и удовольствия. И знатные особы начали искать возможность защититься от непрошеных гостей. Женская одежда украшалась шкурками грызунов. Такой аксессуар называли «блошиным мехом». Считалось, что все блохи будут собираться на воротнике — шкурке, который затем встряхивали вдали от состоятельной особы.
Леонардо да Винчи. Portrait of Cecilia Gallerani (Lady with the Ermine) 1488-90
Известно более 30 изображений женщин того времени с такими аксессуарами, мода на них распространилась по Европе из Италии. Нередко они фигурируют и в документах эпохи: драгоценные шейные украшения из шкур куницы упоминаются в описи имущества герцога Карла Смелого за 1467 год, королева Елизавета получила на рождественские праздники от графа Лестера соболя, украшенного золотом, алмазами и рубинами. Мода на подобные меховые украшения полностью исчезла в начале XVII в., хотя в XIX в. отчасти возродилась в виде моды на ношение цельных шкур лис и норок.
Этот вариант блохоловки был довольно популярным среди представительниц высшего общества. В качестве декорирования аксессуара использовали драгоценные металлы и камни. Живописцы того времени очень наглядно отразили блохоловки на своих картинах.
На Руси модницы тоже страдали от прыгающих насекомых. Ведь парики и пышные платья которые они носили практически никогда не стирались, что и стало причиной поголовного поражения блохами. Причем страдали от насекомых не только состоятельные дамы. И в более бедных домах можно было заметить маленьких собачек в постели вместе с хозяйкой. Практичные крестьяне вряд ли стали бы заводить их ради развлечения.
Многие дамы вместо воротников предпочитали носить с собой маленьких зверьков. Хорьки, собачки или горностаи выступали в качестве защитников своих хозяев от прыгающих насекомых. Ведь температура тела животного несколько выше, нежели у человека, и блохи почувствовав это, быстро меняли хозяина. Зверьки ловили их зубами и уничтожали. Историки моды считают, что этот факт стал родоначальником современной моды носить с собой карманных собачек.
Был и ещё один вариант блохоловок. Изобретательные француженки изготавливали коробочки с отверстием, украшенные драгоценными камнями. Внутрь капали немного меда. Считалось, что его аромат привлечет надоедливых насекомых.
А вот в России ловушки для блох стали популярны в 18 веке. Их изготавливали из слоновой кости, стекла или фарфора. Помимо меда, игравшего роль липучки, в блохоловку капали немного крови, запах которой должен был привлечь блох. Таким образом попадая в ловушку насекомое прилипало к меду и уже не могло покинуть коробочку. Сегодня эти уникальные аксессуары можно встретить в качестве музейных экспонатов.