304

Почему так трудно признавать ошибки и просить за них прощения? И как принять свои чувства, удержаться от самооправдания и сохранить отношения, когда ты виноват? Об этом написал для ЧТД психолог и гештальт-терапевт Илья Латыпов.

Признание собственных ошибок, заблуждений или проступков тяжело дается почти всем нам. Причем нередко бывает так: в глубине души осознаешь, что что-то сделал не так, но начинаешь с удвоенной силой настаивать на своей правоте, отчаянно пытаясь переубедить не только других, но и самого себя.

В сознании и в бессознательном жестко закреплена мысль: ошибки и проступки — не естественное явление, а то, чего не должно быть. Или, в крайнем случае, ошибка может произойти только один раз, и нам полагается «извлечь уроки» и больше никогда не повторять. Если другие люди обнаружат, что ты ошибался или, что еще хуже, осознанно совершил что-то осуждаемое — ты будешь переживать стыд, ощущать себя недостаточно хорошим для того, чтобы быть принятым и прощенным.

Стыд усиливается, если в ответ на признание ошибки следует или наказание — вместо предложения подумать над исправлением последствий, если они есть, — или злорадная пляска на костях в стиле «ну я же говорил!». Обе эти реакции или ожидание таких реакций могут полностью блокировать возможность признания ошибок или вины. Они запускают мощный процесс самооправдания, который защищает остатки нашего самоуважения.

<

Поэтому так безумно сложно налаживать процесс примирения, будь то между партнерами, родителями и детьми или нациями.

Часто страхи перед такой реакцией преувеличены. Американские психологи, врачи и страховые агентства задались вопросом — как снизить количество исков со стороны родственников пациентов, ставших жертвами серьезных врачебных ошибок (согласитесь, что врачебные ошибки часто являются одними из самых тяжелых по последствиям). Выяснилось, что вероятность подачи иска к больнице существенно снижается, если врачи находят в себе мужество выйти к родственникам или к самим пациентам, признать ошибку и принести свои искренние извинения, выразить свои переживания, связанные с ошибкой.

Второе важное условие для примирения — это рассказ врача о том, какие конкретные выводы он и больница сделали из случившегося, что намерены предпринять. Это придает страданию пациента смысл. А попытки сохранять образ непогрешимости воспринимаются со стороны как высокомерие и бессердечие. Признание ошибки не делает врача некомпетентным в глазах большинства пациентов, но позволяет воспринимать его как живого, человечного. Как сказал в одном интервью врач Ричард Фридман: «В итоге большинство пациентов простят своих докторов за ошибки ума, но редко простят за ошибки сердца».

Это касается не только врачей, разумеется. С таким же упорством отстаивать свою непогрешимость пытаются, например, родители перед своими детьми. Особенно когда дети вырастают и спрашивают их: «Папа, мама, почему вы обходились с нами так?» Чем сильнее мы настаиваем на том, что не ошибаемся, тем меньше вариантов остается для противоположной стороны — ощущать себя глупыми и никчемными рядом с такими непогрешимыми людьми или испытывать бессильную ярость.

Мы приносим отношения и доверие в жертву, чтобы избежать встречи со стыдом, возникающим при соприкосновении с фундаментальным свойством человеческой души — ее несовершенством.

В итоге — тупик, невозможность развития отношений, потому что любые отношения могут развиваться только через признание уязвимости и неидеальности друг друга. В идеальном, безошибочном нет развития.

Есть один общий принцип выхода из подобного тупика — это признание боли, которую наши ошибки причиняют другим и нам самим. Не настаивать на своей правоте, не гневаться и не защищаться — а обратиться к боли. Если я, наступив на горло собственному желанию оправдываться, говорю о том, что я вижу переживания другого человека и что мне самому тяжело от моей ошибки / моих действий, то у отношений есть шанс. Но только если другая сторона будет способна удержаться и не ударит меня по больному месту.

Тогда есть шанс сесть и поговорить о том, как мы можем вместе уладить сложившуюся ситуацию. «Что мы можем вместе сделать для того, чтобы вернуть доверие?» — такой вопрос рождается, когда мы оба открылись в своей боли, а не закрылись в своих защитах. Оба. И это самое сложное. Предъявление своих переживаний — стыда, страха, унижения — не гарантирует, что другой на них откликнется. Всегда есть те, кто при любом раскладе подаст иск, попляшет на костях, ударит в ответ. Но таким людям уже не нужны отношения, и сохранить их невозможно.

Илья Латыпов, психотерапевт

©



Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: