девушка читает книгу

Откуда вы знаете, какая погода будет завтра? Откуда вы знаете, сколько лет Вселенной? Как узнать, рационально ли вы думаете?

Вопросы «откуда вы знаете?» являются делом эпистемологии, областью философии, связанной с пониманием природы знания и веры.

Эпистемология заключается в понимании того, как мы узнаем, что что-то имеет место, будь то факт, такой как земля круглая, или вопрос стоимости, такой как «люди не должны просто рассматриваться как средство для достижения определенных целей».

Эпистемология не просто задает вопросы о том, что мы должны сделать, чтобы выяснить это; это задача всех дисциплин в некоторой степени. Например, наука, история и антропология имеют свои собственные методы для выяснения вещей.

Эпистемология призвана сделать эти методы самими объектами исследования. Цель состоит в том, чтобы понять, как методы исследования могут рассматриваться как рациональные усилия.

Потребность в эпистемологии

Независимо от области, в которой мы работаем, некоторые люди полагают, что представления о мире формируются механически из простых рассуждений или что они появляются полностью сформированными в результате ясного и четкого восприятия мира.

Но если бы дело о знании вещей было настолько простым, мы бы все согласились с кучей вещей, с которыми в настоящее время не согласны: как относиться друг к другу, какую ценность придавать окружающей среде и оптимальную роль правительства в обществе.

То, что мы не достигаем такого соглашения, означает, что с этой моделью формирования веры что-то не так.

Мы не всегда согласны во всем. Интересно, что мы индивидуально склонны думать о себе как о ясных мыслителях и считаем, что те, кто не согласен с нами, заблуждаются.

Мы представляем, что наши впечатления о мире приходят к нам незапятнанными и нефильтрованными. Мы думаем, что у нас есть способность видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, и что другие люди путают восприятие.

В результате мы можем подумать, что наша задача – просто указать, где другие люди ошиблись в своем мышлении, а не вести рациональный диалог, допускающий вероятность того, что мы на самом деле ошибаемся.



Но уроки философии, психологии и когнитивной науки нас учат иначе. Сложные, органические процессы, которые формируют и направляют наши рассуждения, не настолько клинически чисты.

Мы не только находимся во власти потрясающе сложного множества когнитивных предубеждений и диспозиций, но мы, как правило, не осознаем их роль в нашем мышлении и принятии решений.

Объедините это невежество с убеждением в собственном эпистемическом превосходстве, и вы сможете начать понимать масштабы проблемы. Призывы к «здравому смыслу», чтобы преодолеть трение альтернативных взглядов, просто не уменьшат его.

Поэтому нам нужен систематический способ опроса нашего собственного мышления, наших моделей рациональности и нашего собственного понимания того, что имеет веские основания. Его можно использовать в качестве более объективного стандарта для оценки достоинств претензий, представленных на публичной арене.

Это именно работа эпистемологии.

Эпистемология и критическое мышление

Один из самых ясных способов понять критическое мышление ˜– это прикладная эпистемология. Такие вопросы, как природа логического вывода, почему мы должны согласиться с одной линией рассуждения, а не с другой, и как мы понимаем природу доказательств и их вклад в принятие решений, все это явно эпистемические проблемы.

То, что люди используют логику, не означает, что они используют ее хорошо.

Американский философ Харви Сигел отмечает, что эти и другие вопросы важны для образования критического мышления.

По каким критериям мы оцениваем причины? Как оцениваются сами эти критерии? Для чего нужно убеждение или действие? Какова связь между оправданием и правдой?… Эти эпистемологические соображения имеют основополагающее значение для адекватного понимания критического мышления и должны быть подробно рассмотрены в основных курсах критического мышления.

В той степени, в которой критическое мышление связано с анализом и оценкой методов исследования и оценкой достоверности полученных утверждений, это эпистемическая попытка.

Взаимодействие с более глубокими вопросами о природе рационального убеждения также может помочь нам вынести суждение о претензиях даже без специальных знаний.

Например, эпистемология может помочь прояснить такие понятия, как «доказательство», «теория», «закон» и «гипотеза», которые, как правило, плохо поняты широкой публике и даже некоторым ученым.

Таким образом, эпистемология служит не для вынесения суждений о достоверности науки, а для лучшего понимания ее сильных и слабых сторон и, следовательно, для повышения доступности научных знаний.

Эпистемология и общественное благо

Одним из устойчивых наследий Просвещения, интеллектуального движения, которое началось в Европе в 17 веке, является приверженность общественному разуму. Это была идея, что недостаточно заявить о своей позиции, вы также должны предоставить рациональное обоснование того, почему другие должны поддерживать вас. Другими словами, выдвигать и преследовать в судебном порядке аргумент.

Это обязательство предусматривает или, по крайней мере, делает возможным объективный метод оценки претензий с использованием эпистемологических критериев, на которые мы все можем иметь право голоса.

То, что мы проверяем мышление друг друга и совместно достигаем стандарты эпистемологической достоверности, поднимает искусство оправдания за пределы ограничений отдельных умов и основывает его на коллективной мудрости рефлексивных и эффективных сообществ исследования.

Искренность своей веры, объем или частота, с которой она утверждается, или заверения в «верьте мне» не должны быть рационально убедительными сами по себе.

Простым призывам верить нет места в общественной жизни.
Если конкретное утверждение не удовлетворяет общепринятым гносеологическим критериям, то скептицизм заключается в том, чтобы приостановить веру.

Защита от плохого мышления

Есть способ защитить себя от плохих рассуждений – наших и других – который опирается не только на Просвещение, но и на долгую историю философских исследований.

Так что в следующий раз, когда вы услышите спорное требование от кого-то, подумайте, как это требование может быть поддержано, если они или вы должны были представить его беспристрастное или незаинтересованное лицо:

    • определить причины, которые могут быть приведены в обоснование претензии
    • объясните, как ваш анализ, оценка и обоснование претензии и связанных с ней обоснований являются чьей-то стандартной интеллектуальной инвестицией
    • запишите эти вещи как можно более ясно и беспристрастно.

Другими словами, сделайте обязательство публичной аргументации. И требуйте от других, чтобы они тоже так поступали, лишенные эмоциональных терминов и предвзятого обрамления.

Если вы или они не можете предоставить точную и последовательную цепочку рассуждений, или если причины остаются испорченными явными предубеждениями, или если вы разочаровываетесь, это довольно хороший признак того, что в игре есть другие факторы.

Именно приверженность этому эпистемологическому процессу, а не какой-либо конкретный результат, является действительным билетом на рациональное игровое поле.

В то время, когда политическая риторика пронизана иррациональностью, когда знания воспринимаются не как средство понимания мира, а как обременение, которое можно отбросить, если оно стоит на пути желаемого мышления и когда авторитарные лидеры привлекают все большие толпы, эпистемология должна иметь значение.

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: