Один из самых простых и известных способов оказаться в депрессии- это игнорировать свои чувства, отделиться от них, как от чего-то чужеродного, утрамбовать, подавить их, упаковать и отложить в отдельную комнату своей души, заблокировав туда доступ.

Парадокс депрессии, изображение №1
 

Можете представить себе озеро, доступ воды к которому не возможен, перекрыт?

Потихоньку вода застаивается, живность вымирает.

Точно так же застоявшиеся, без возможности выхода наружу переживания потихоньку омертвляют душу.

Человек, который так обходится со своими переживаниями, зачастую делает ещё одну вещь, которая кажется для него спасением от нежелательных чувств, а на самом деле защелкивают замок на самой возможности восстановиться, на возможности двигаться дальше, на возможности получить доступ к энергии жизни.

Он начинает избегать людей, мест, ситуаций, пугающих своей неопределённостью, в которых он не смог бы проконтролировать то, что наполняет его или то, что идёт навстречу ему,

мог бы быть увиденным, распознанным, но чаще он чувствует это как быть разоблачённым.

Избегая контакта с миром, человек изолируется с одной стороны.

Но изолируясь, всё, что ему остаётся- это погружаться во внутреннее озеро, которое потихоньку превращается в болото. Соприкосновение с этими чувствами настолько невыносимы, что он пытается изолироваться снова, теперь уже от них.

Такой двойной изоляцией человек загоняет себя в ловушку безысходности.



Ему хочется одновременно отстраниться и от внешнего, которое пугает и ужасает и заставляет скручиваться вовнутрь себя, и одновременно от внутреннего, которое отравляет, топит, засасывает застоявшимися водами недоступных для проживания чувств.

Двойная отстранённость- от окружающего мира и от сердцевины себя, загоняет человека в узкий тоннель ужасающей безысходности. Энергия не поступает.

Там, где могли быть её каналы- внутренний и внешний- двери мощно забиты.

Ловушка и одновременно соблазн депрессии в том, что находясь в этом узком тоннеле человек с одной стороны задыхается от нехватки света, воздуха, жизни.

Но при этом чувствует, что до тех пор пока он в этом тоннеле и может держать, контролировать его засовы и возможные выходы, он хоть как-то влияет на свою жизнь. Открыть хоть один канал (к миру или внутрь себя) означает потерять контроль, утонуть в ужасе соприкосновения с неясным, необъятным, раствориться в собственной беспомощности и возможно умереть от напора чего-то безгранично сильного.

То есть то, что могло бы быть потенциальным источником жизни, сквозь призму ужаса воспринимается человеком как угроза жизни, а тоннель, в котором он оказывается, несмотря на его отрезанность от жизни, за счёт ощущения контроля и собственной силы, которая требуется для удерживания засовов, и которыми он не готов, не может пожертвовать кажется единственно возможным местом жизни, местом, где именно от него что-то зависит, пусть даже такой процесс жизни, который с виду похож на заточение, на умирание….

Получается что то, что кажется угрозой для жизни, одновременно является её источником. И то, что кажется единственно важным для жизни- одновременно ей угрожает.

Это, на мой взгляд, и есть основной парадокс депрессии.

© Алёна Швец

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: