служебный роман

Кадр из фильма «Служебный роман»

Есть фильмы, которые можно пересматривать бесконечно — предлагаем сравнить два шедевральных советских фильма, это «Тот самый Мюнхгаузен» и «Служебный роман». Оба разобраны на афоризмы, в обоих снялись блестящие и обожаемые нами всеми актеры. Но захаровская лента на удивление хорошо заходит и у наших детей, и у тех, кому сейчас 20-30, а вот комедия о романе Новосельцева и мымры кажется устаревшей. Почему? Разбираемся вместе.

Место действия

советское кино

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Замок, в котором живет барон — хвастун, балагур, выдумщик, денди и, как выясняется по ходу действия, все-таки чуть ли не единственный по-настоящему честный человек среди всех персонажей. Это уникальное место: понятно, что это романтическое средневековье, это театр, это красивая условность. Которая будет интересна и завтра, и через 50 лет.

НИИ — или что это было за унылое советское предприятие, в котором герои занимались… Да чем только ни занимались. Кроме, собственно, работы. Даже мы сейчас — неважно, работаем ли мы на фрилансе, посещаем офис или трудимся в науке — недоумеваем: а что они там вообще делали днями напролет? Вроде все чем-то заняты, это видно. Но очевидно, что все это — лишь декорации. Они тоже условны, но сегодня смотрятся, мягко сказать, странно.



Главные герои

Барон, его бывшая жена и сын, возлюбленная Марта, слуга, бургомистр — любой из характеров является настоящим бриллиантом. Выпуклым, ярким, интересным и самобытным. И дело даже не в том, что каждый сыгран блестяще — а в том, что сам по себе персонаж несет некую идею, общечеловеческую и философскую, олицетворяет архетип и заслуживает отдельного исследования. 

Герои «Романа» были хорошо понятны десятилетия назад. Сегодня самой интересной кажется, пожалуй, разве что Верочка. Или героиня Немоляевой, вместе с ее «розочками». А остальные в наше время кажутся несколько «картонными». Мымра? Да это самая стильная по нынешним меркам женщина в ленте. И лет ей — всего 36, то есть в наших реалиях она прекрасно успевает и партию себе найти, и замуж выйти и ребенка родить. В советской ленте она тоже к этому приходит, но такое ощущение, что если бы ей не встретился Новосельцев, то так бы и страдала она там себе дальше в старых девах. 

служебный роман

Кадр из фильма «Служебный роман»

Современный кинематограф (в том числе и голливудский) вообще очень любит препарировать эту тему — но женщина-босс в исполнении Сандры Баллок или Мерил Стрип вызывает какие угодно чувства. От зависти и восторга (роскошные же женщины) до неприязни (вот же стервы!), но жалости к ним нет совершенно точно. Они самодостаточны, они яркие. Они сами сознательно выбрали эту карьеру и бодро идут вперед. А что случилось с героиней Алисы Фрейндлих? Почему она в достаточно молодом возрасте осталась «синим чулком»? Совершенно не понятно. И это, кстати, очень точный маркер того, как поменялся мир.

Отец-одиночка, скромный недотепа — почему от него ушла жена, «такая, с косой»? В наше время папы, которые воспитывают детей в одиночестве, это, чаще всего яркие и харизматичные личности. Типичный пример — герой Джуда Лоу из «Отпуска по обмену». Такому хочется верить, а Новосельцеву — уже нет. Слишком он серый, слишком «никакой» (ну не может одинокий родитель любого пола быть настолько «беззубым»). Он милый, добрый и вызывает сочувствие, но всерьез думать, будто такой персонаж был бы реален… Вряд ли.

Мораль фильма

Фильм о Мюнхгаузене включает в себе множество культурных отсылок, он многослойный, ироничный, легкий и глубокий одновременно. В нем поднимаются такие вопросы, которые будут актуальны всегда. Что такое любовь и верность, что такое вера и предательство друзей?

советское кино

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Как найти себя и сохранить себя, когда весь мир против — и, наконец, зачем ему был нужен сухой порох (и почему в пушку изначально зарядили мокрый)? Современные подростки и молодежь интересуются ровно этими же вопросами, хотя фильму уже более трех десятилетий.

Роман в советском НИИ поднимает, по сути, только один вопрос. И тот вызывает недоумение. Почему взрослая, объективно привлекательная и умная женщина с хорошей карьерой настолько себя ни в грош не ставит? Неужели она настолько травмирована, что ее удел — только вот это недоразумение в лице подчиненного? И этот мезальянс, давайте по-честному?

При, повторимся, всей любви к фильму и восхитительных диалогах, сегодня все это вызывает только улыбку. То есть сегодня мы этот фильм любим просто за то, что он был с нами так долго и мы всегда его любили. Вместе с актерами.

В этом контексте остается только порадоваться за современных женщин — хорошо, что мы прошли по долгой дороге осознанности. И сегодня Людмила Прокофьевна вряд ли появилась бы. Скорее, она была бы настоящей звездой, ухоженной и уверенной в себе, к которой мужчины выстраивались бы в очередь. Богатые, знаменитые и состоявшиеся. 

 

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: