Та ответила, что сначала съедает самое вкусное: верхний слой крема. Вопрос психиатра и ответы клиентки на него отлично иллюстрировали ее отношение к работе. Оказалось, что сначала она всегда выполняла любимые обязанности и только потом еле заставляла себя делать самую скучную и монотонную работу.
Психиатр предложил ей поменять подход: в начале каждого рабочего дня первый час тратить на нелюбимые задачи, ведь час мучений, а потом 7-8 часов удовольствия — это лучше, чем час наслаждения и 7-8 часов страданий. Опробовав подход отложенного удовольствия на практике, она смогла наконец избавиться от прокрастинации.
В конце концов, ожидание вознаграждения само по себе приятно — так почему бы его не продлить?
В чем тут смысл? В том, чтобы «планировать» боль и удовольствие: сначала глотать горькую пилюлю, чтобы сладкая показалась еще слаще. Конечно, не стоит надеяться, что эта пирожковая аллегория в одночасье заставит вас измениться. А вот понять, как обстоят дела, вполне. И попробовать начинать со сложных и нелюбимых дел, чтобы больше радоваться тому, что за ними последует. В конце концов, ожидание вознаграждения само по себе приятно — так почему бы его не продлить?
Скорее всего, большинство согласится с тем, что это логично, но вряд ли станет что-то менять. У Пека есть объяснение и этому тоже: «Доказать это с научной точки зрения я пока не могу, экспериментальных данных у меня нет, и все же ключевую роль играет воспитание».
Для подавляющего большинства детей родители служат ориентирами того, как надо жить, а значит, если родитель стремится избегать неприятных задач и переходить сразу к любимым, ребенок будет следовать этой модели поведения. Если в вашей жизни царит бардак, скорее всего, и ваши родители жили или живут примерно так же. Конечно, нельзя вешать всю вину исключительно на них: некоторые из нас выбирают свой путь и делают все наперекор маме с папой. Но эти исключения лишь подтверждают правило.
Кроме того, все зависит от конкретной ситуации. Так, многие предпочитают напрячься и получить высшее образование, даже если учиться очень не хочется, чтобы больше зарабатывать и в целом лучше жить. Однако мало кто решает продолжить учебу — например, получить степень. Многие мирятся с физическим дискомфортом и даже болью во время тренировок, а вот терпеть душевный дискомфорт, неизбежный при работе с психотерапевтом, готовы не все.
Многие соглашаются каждый день ходить на работу, потому что надо как-то зарабатывать себе на жизнь, но немногие стремятся пойти дальше, сделать больше, придумать что-то свое. Многие прикладывают усилия, чтобы лучше узнать человека и обрести в его лице потенциального сексуального партнера, но вот по-настоящему вкладываться в отношения… нет, это слишком сложно.
Но, если предположить, что такой подход нормален и естественен для человеческой природы, почему же все-таки одни откладывают получение удовольствия, а другие хотят всего и сразу? Возможно, вторые просто не понимают, к каким результатам это может привести? Или пробуют откладывать награду, но им не хватает выдержки довести начатое до конца? Или оглядываются на окружающих и поступают «как все»? Или так происходит в силу привычки?
Наверное, ответы будут свои у каждого конкретного человека. Многим кажется, что игра просто не стоит свеч: нужно приложить столько усилий, чтобы что-то в себе изменить — а ради чего? Ответ прост: чтобы больше и дольше наслаждаться жизнью. Чтобы получать удовольствие каждый день.