В Музее Виктории и Альберта проходит выставка «Мария-Антуанетта: истоки стиля», посвящённая стилю французской королевы и её влиянию на культуру и экономику той эпохи, а также на современную моду.
Во-первых, это идеальная интеграция брендов, причём двойная: Manolo Blahnik сотрудничает с выставкой и посвятил ей специальную коллекцию, а выставка Cartier проходит в соседних залах, так что разговор о роскоши естественным образом продолжается.
«Недавние исследования опровергли представление о ней как о расточительной транжире, но роль Марии-Антуанетты как покровительницы искусств и иконы стиля до сих пор не до конца изучена. Искусство её времени по-прежнему ассоциируется со стилем её мужа, Людовика XVI. А что, если вместо этого говорить «стиль Марии-Антуанетты»?» — текст куратора предлагается при входе на выставку, и с первого шага становится ясно, что пора избавиться от утомительной «тихой роскоши».
Выставка охватывает период с 1770 года, когда четырнадцатилетняя Мария-Антуанетта вышла замуж за пятнадцатилетнего дофина Франции, который четыре года спустя стал королём Людовиком XVI, до его гильотины в 1793 году. На выставке представлено более 200 предметов – от платьев, обуви и шёлка до духов, фарфора и сатирических гравюр – из Музея Виктории и Альберта, Версаля, Лувра и частных коллекций. Всё начинается с элегантности – в центральной витрине представлено платье конца 1770-х годов: лиф с глубоким декольте, юбка в стиле «Пантагрюэль» из шерстяной ткани, вышитой вручную. Однако, по словам кураторов, главный акцент – китайский шёлк цвета «soi changeante» – то есть с эффектом хамелеона, который при каждом движении переливается от синего к розовому.
Такие шелка, изготовленные из импортных волокон, были сотканы в Лионе и лично отобраны Марией-Антуанеттой. В соседней витрине вы найдёте большую книгу, своего рода библию моды, с сотнями образцов тканей с пометками «очень тусклый», «очень тяжёлый» и «приберечь для зимы». По данным исследователей, королева только за один год заказала 172 новых платья. В среднем каждую зиму и лето для неё шили двенадцать парадных платьев (парадных дворцовых нарядов, похожих на те, что были сшиты из переливающегося шёлка), двенадцать халатов (тоже парадных платьев с нижней юбкой, но более простых) и двенадцать нижних юбок. И это не считая муслиновых и хлопковых «домашних» платьев, которые приобретались по мере необходимости. В конце сезона всё это раздавалось слугам в качестве части их жалованья».
Зачем всё это? Кураторы выставки во главе с историком искусства Сарой Грант считают, что именно благодаря этим платьям Мария-Антуанетта, невысокая иностранка, по свидетельству современников, отличавшаяся не только талантом и эрудицией, но и ранним знанием французского языка, приобрела влияние и авторитет при дворе. Это было особенно важно, учитывая, что её муж, несмотря на её юность, гораздо больше интересовался охотой и механическими устройствами, чем семейными или государственными делами. Не имея политической власти, Мария-Антуанетта обладала тем, что мы сейчас называем «мягкой силой».
Платье и прическа, вмещавшие целый корабль и тем самым подкреплявшие недавние морские победы Франции, стали манифестом. Гардероб королевы стал центром экосистемы, нити которой простирались до ткачей Лиона (задачей королевы было поддерживать национальную промышленность) и заморских колоний, снабжавших её шёлковыми и хлопковыми нитями. И, как подчёркивают кураторы в разделе «Стиль королевы», именно при Марии-Антуанетте зародилось производство одежды. Её возглавляла Роза Бертен, владелица модного бутика Le Grand Mogol на улице Сент-Оноре и, как сказали бы сегодня, известный стилист, в то время именовавшаяся «министром моды». Под её началом работала целая команда портных, парикмахеров, ювелиров и поставщиков.
Книга о модных французских прическах 1776 года; в левом верхнем углу — новая прическа под названием «La Frégate la Junon», Рейксмузеум.
Выставка включает письма, наброски, списки покупок и реакции публики. В них такой интимный процесс, как примерка платья, становится публичным, а мода – инструментом коммуникации. Выставка представляет это бережно, без морализаторства, но с явным восхищением: так родилась система, которая спасла саму королеву и стала частью французского культурного кода. Особое внимание привлекает экспозиция предметов повседневного обихода: флаконы духов, шкатулки, веера, блокноты – все с инициалами МА, словно королева помечала окружающий мир.
☆∘☆∘☆
Хотите узнать больше о том, как раскрыть свой индивидуальный стиль? Подписывайтесь на УЛИЧНЫЙ СТИЛЬ в , , , чтобы ничего не пропустить и первой узнавать о всех новых трендах уличной моды! Новые статьи — каждый день. В комментариях, по нашей доброй традиции, хвастаемся своими любимыми образами, даём друг другу добрые советы по стилю и красоте, и рассказываем интересности всякие 💖 Ваша поддержка значит для меня очень много! До встречи! Ваша поддержка значит для меня очень много! До встречи!





























