В каком возрасте чаще всего люди могут переживать кризис?
Наша жизнь начинается с детства, и в детстве выделяют несколько важных этапов развития ребенка , то есть имеют место несколько возрастных кризисов.
Известный детский психолог Л.С. Выготский , говоря о развитии ребенка , выделяет стабильные и критические периоды . Для стабильных периодов характерно плавное , почти незаметное изменение ребенка . Кризисные же периоды , наоборот , характеризуются резкими , скачкообразными изменениями и переломами в личности ребенка . Можно сказать , что изменяются не отдельные его черты , а изменяется он весь, целиком . Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований — тех психических и социальных изменений , которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка .
Очень важно при кризисном периоде понимать, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.
Выделяют следующие критические периоды детства :
• Кризис 1 года — этот кризис является переходным периодом между детством и ранним детством . Ребенок начинает активно ходить , ползать , происходит освоение окружающего пространства. Поскольку не все желания ребенка могут быть выполнимыми, ему часто приходится слышать слово «нельзя», которое может вызвать сильную эмоциональную реакцию , протест. В этом заключаются негативные проявления кризиса
Задача родителей в этот период — дать ребенку некоторую долю самостоятельности, быть терпеливыми и выдержанными , а самое главное последовательными — постараться исключить ситуации , когда сегодня что-то нельзя, а завтра можно и т.д.
Основным новообразованием является детская или автономная речь. Этот язык отличается от взрослого по звучанию и по смыслу и часто бывает понятен только близким людям, находящихся с ребенком постоянно.
• Кризис 3 лет — считается одним из самых тяжелых и переломных моментов в жизни ребенка. Связан с ростом самостоятельности и активности ребенка. Так же, как и в случае с кризисом 1 года , многое зависит от терпимости и гибкости родителей. Если отношения с ребенком не складываются, инициатива не поощряется, ребенку не дается достаточно самостоятельности, которую он требует, тогда появляются непосредственно кризисные проявления.
Кризисными проявлениями могут быть:
• негативизм — ребенок не делает что-то потому , что его об этом попросили , особенно взрослые.
• упрямство — реакция ребенка , который настаивает на чем-то не потому , что ему этого очень хочется , а потому , что он сам об этом сказал взрослым и требует , чтобы с его мнением считались.
• строптивость . Она направлена против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений и против принятых в семье норм воспитания .
Также может происходить обесценивание того, что раньше было привычно и дорого ребенк. Проявляется тенденция к самостоятельности, выражению своего мнения.
Итогом кризиса 3 лет является то , что ребенок учится самостоятельно действовать , может манипулировать с предметами , также происходит овладение речью — ребенок начинает активно говорить и понимать то, что ему говорят.
На данном возрастном этапе очень важна поддержка взрослого , ребенка нужно хвалить за его достижения , а также очень мягко указывать на недостатки , так как в этом возрасте ребенок очень остро реагирует на критику .
• Кризис 7 лет — это кризис связан с поступлением в школу , изменением роли ребенка , а также изменением основной деятельности — вместо игровой — основной деятельностью для него становится учебная .
Меняются авторитетные фигуры : если раньше отец был для ребенка авторитетным фигурой , то теперь появляется еще и учитель , мнение которого порой даже важнее , чем мнение родителей .
Основными новообразованиями кризиса 7 лет является появление самолюбия и самооценки, зачастую неадекватной.
Самооценка ребенка зависит от его достижений или неудач в школьной жизни и может быть либо завышенной , либо заниженной . Это связано с формированием комплекса переживаний неуспеха , или собственной значимости.
В этот период ребенок начинает чувствовать неизвестные ему доселе эмоции и переживания , у него появляются новые цели и желания . Также происходит потеря детской непосредственности — ребенок размышляет , прежде чем действовать , может скрывать свои переживания , старается не показывать их другим .
• Подростковый кризис ( 11 -15лет ) — также как и кризис 3 лет , подростковый возраст является переломным моментом в жизни ребенка . В это время с ним происходит много изменений — физиологические (меняются пропорции тела , происходят эндокринные изменения , появляются вторичные половые признаки , могут возникать трудности в функционировании сердца и легких и как следствие — перепады настроения), эмоциональные и т.д.
В этом возрасте могут меняться авторитеты , если раньше авторитет для ребенка родители и учителя , то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники , а общение с ними становится основной деятельностью . Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения , которые с ним происходят , и очень придирчиво к ним относиться .
Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя и формируется мировоззрение .
Для подростка очень важна поддержка близких родственников , отсутствие критики, ободрение, стоит чаще подчеркивать его успехи .
Кризисы бывают не только в детском развитии . Они происходят и со взрослыми людьми . Кризисы помогают нам расти и развиваться , лучше узнавать себя , свои возможности и особенности .
• Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает на рубеже привычного школьной жизни и новой взрослой жизни . Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни .
Для тех , кто тяжело переживает кризис 17 лет , характерны различные страхи . Ответственность перед собой и своими родными за выбор который будет сделан , реальные достижения в это время — уже большой груз . К этому добавляется страх перед новой жизнью , перед возможностью ошибки , перед неудачей при поступлении в вуз , у юношей может быть страх перед армией .Высокая тревожность и на этом фоне и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций , таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами , головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита , нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкое изменение образа жизни , включение в новые виды деятельности , общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность . В этот период новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.
Помогают адаптироваться в основном два фактора : поддержка семьи и уверенность в себе, сабственное чувство компетентности .
В этом периоде важно иметь направленность в будущее . В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем.
Известно , что появляется связанный с этим юношеский максимализм в оценках , страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
• Кризис 30-40 лет. Примерно в возрасте 30 лет , иногда несколько позже , большинство людей переживают кризисное состояние . Оно выражается в изменении представлений о своей жизни , иногда в полной потере интереса к тому, что раньше было в ней главным , в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни .
Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит « переоценка ценностей» и « пересмотр собственной Личности » , то речь идет о том , что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если жизненный путь выбран верно , то привязанность к определенной деятельности , определенному укладу жизни , определенным ценностям и ориентациям не ограничивает , а, наоборот , развивает личность.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни . Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования . Эти поиски , как и весь кризис в целом , знаменуют переход от молодости к зрелости .
У части людей в зрелом возрасте бывает еще один , « внеплановый » кризис , приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни , а возникающий внутри данного периода .
Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно происходит тогда , когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем .
Помимо проблем, связанных с профессиональной деятельностью , кризис 40 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений . Потеря некоторых близких людей , потеря очень важной общей стороны жизни супругов — непосредственного участия в жизни детей , ежедневной заботы о них — способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений . И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает , семья может распасться .
В случае возникновения кризиса 40 лет человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел , вырабатывать новую «Я- концепцию » . С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, до смены профессии и создания новой семьи.
• Кризис ухода на пенсию (55-60 лет) — происходит очень много изменений в жизни и негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни , нередко это сочетается с острым чувством противоречия между сохраняющейся работоспособностью , возможностью принести пользу и их невостребованностью .
Человек оказывается как бы в стороне от жизни и без его текущей деятельной и участия в общей жизни . Снижение своего социального статуса , потеря привычного жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния , а в отдельных случаях даже к сравнительно быстрой смерти .
Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем , что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение — внуки , что особенно болезненно отражается на женщинах , посвятивших себя в основном семье .
Уход на пенсию , нередко совпадает с ускорением биологического старения, часто связано с ухудшением материального положения , иногда более уединенный образ жизни . Кроме того , кризис может осложниться смертью супруга (супруги) , потерей некоторых близких друзей.
Считается, что кризисы преследуют человека на протяжении всей его жизни и являются такими своеобразными экзаменами на взрослость.
Форма , длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека , социальных условий и особенностей воспитания в семье . Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и изменение его статуса по отношению , как к обществу , так и к самому себе.
Самое главное в этот период научиться воспринимать себя нового , с позитивной точки зрения и именно это поможет преодолеть психологические трудности любого возрастного кризиса .