Давайте попробуем разобраться

== Хорошие шутки ==

Чаще всего хорошая шутка — это правда. Скрытая, но внезапно открывшаяся так, что не подкопаешься. Например, ответ Эдди Иззарда на вышучивание его кимоно на выступлениях (его часто упрекали в том, что он выступает в женской одежде): «Это не женское платье, это мое платье. Я его купил!».

Помимо этого в хорошие шутки часто попадает абстрактный и социальный юмор «снизу вверх» (в том числе политическая сатира), а также сложные литературные шутки в контексте. Например, сценка, где депутат под угрозой пистолета заставляет мальчика, голосовавшего за него, съесть знак «стопхам» под слова «а мы за вас голосовали» (народный избранник делает обратное тому, что должен), знаменитые абсурдные вставки Фрая и Лори. В таких шутках обыгрываются реальные проблемы — низкие зарплаты учителей, коррупция, псевдозабота о школьниках, перверсия ролей политиков и социальных лидеров. Благодаря сложным смыслам и актерской игре они выглядят ярче и актуальней, нежели просто заявления «некоторые депутаты — бывшие бандиты», «учителя мало зарабатывают, а им тоже хочется быть классными и шикарными», «некоторые люди настолько необразованы, что не знают, откуда берутся дети».

Если просто есть абсурдность и слом — это тоже может быть хорошей шуткой.

== Нормальная шутка ==



— это может быть номер, в котором высмеивается какая-то бытовая ситуация, на них построены ситкомы. В первую очередь это нелепые взаимодействия равных по статусу людей. Например, история, в которой ссорящиеся супруги выбирают обои (номер команды «Радио свобода»): каждый из супругов острой репликой отвечает на любое предложение партнера. К тому же, в этом номере есть и не ссорящиеся супруги. И даже сами ссорящиеся находят компромисс и поддержку друг в друге. Конечно, в таких зарисовках могут быть и разные нюансы, и очень спорные моменты, но в целом живые люди именно так и общаются, тут ничего не поделаешь.

«Равный» юмор включает цеховые шутки и анекдоты, байки и бытовые истории — как правило, они строятся на каламбурах, неловких ситуациях, бытовых конфликтах и дурачестве. 
Чаще всего это больше визуальный и простой юмор.

== Не шутки ==

Порой современные комики показывают какие-то вещи, как будто ожидая, что люди будут от этого смеяться, хотя в номере нет ни удивления, ни абсурда, ни слома ожиданий, ни гротеска. 
Чаще всего в такой момент демонстрируются грудь или половые органы, внезапное обнажение или падение.

Но на самом деле сам факт того, что у человека упали штаны, не смешной, а трагичный или неловкий. 
Такие комики как Чаплин и Бакстон строили юмор в подобных ситуациях на контрасте сочувствия, серьезности и неловкости. Если баланс не соблюден — ситуация не будет смешной.

Фильмы Чаплина были наполнены драматургией и очень правильно выстроены по балансу. К сожалению, некоторые современные скетчи и шутки часто просто показывают что-то без контекста или в неправильном контексте, вызывая неловкость за автора.

== Плохие шутки ==

Плохая шутка — это дополнительное унижение дискриминируемой группы или человека в трудной ситуации, а также формирование негативных стереотипов. Например, в современных юмористических программах любят сообщить, что женщины — плохие водители, глупые и ленивые люди, а потом добавить «мы вас все равно любим». Это очень некорректное высказывание, потому что женщины — хорошие водители, интеллектуально не уступают мужчинам и работают — в среднем — на пятьдесят дней в год больше, чем мужчины, в патриархальных странах и на двенадцать — в европейских (получая меньше денег или не получая вовсе). 
И такое снисходительное отношение после выдуманных обвинений (которые, по-хорошему, женщины должны адресовывать мужчинам) — как правило попросту несправедливо.

В плохих шутках содержатся генерализация, миф или стереотип, которые дальше выливаются в оскорбления и не только не опровергаются, а наоборот, закрепляются и являются основой сюжета или даже поводом для гордости. 
Так можно показать ребенка-сироту мерзким, гадким, глупым и грязным — и посмеяться над тем, что у него нет игрушек, родителей и заботы, да ещё и рассказать, как здорово его бить — забавно же, ведь он так нелепо защищается!

Именно так формируется травля. И большая часть мифов о феминистках — последствия адресной травли, созданной в СМИ конца девятнадцатого- начала двадцатого века, когда внезапно женское движение начало набирать силу. Тогда высмеивали суфражисток и женщин-борцов за свои права, в том числе Клару Цеткин и Розу Люксембург — дорисовывали им ужасный нос, кошек, приписывали активность внешней непривлекательности (выдуманной, родившейся из придуманного гротеска), а не катастрофическому бесправию женщин. Эта пропаганда все ещё актуальна до сих пор.

Юмор, направленный на усиление бесправия, очернение или унижение дискриминируемой группы — чаще всего закрепляет существующее положение дел и никак не помогает тем, кому и так сложно.

Адриана Имж Лито

Иллюстрация: кадр из шоу Фрая и Лори

На изображении может находиться: 2 человека, костюм

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: