Советский кинематограф подарил нам целую плеяду героев, которых мы все обожали, — и совершенно напрасно. Потому что если разобрать их поведение, то окажется, что они не принцы на белом коне, а нарциссы, абьюзеры и,конечно же, алкоголики. Кстати, давай разберем!

Принц Гадский! Почему советские киногерои не заслуживают любви

Нестор Петрович Северов, «Большая перемена»

Картинки по запроÑу ÐеÑтор Петрович Северов, Â«Ð‘Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ°Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð°Â»

Внешне неказистый, но благородный внутри: педагог-подвижник и истинный альтруист,готовый без устали биться за то, чтобы оболтус Федоскин все же получил среднее образование, хотя (как сам Нестор думает) этот Федоскин — его более везучий соперник в любви.

Давай разбираться, кто же на самом деле Нестор Петрович Северов? Трусливая шовинистическая свинья, женоненавистник, мелкий пакостник и подонок. Сначала он увел чужую невесту, а потом немедленно бросил ее только потому, что место в аспирантуре досталось не ему, а ей: его обошла женщина? Женщина?! Правда, сексистские взгляды несостоявшегося аспиранта научный руководитель не разделяет, а потому обиженный Нестор бросает и Полину, и науку — и гордо уходит в закат. Чтобы там найти себе новую жертву — безответно влюбленную Ледневу, чьи пироги Нестор ест с удовольствием, но при этом делает вид, что ничего о ее чувствах не знает. Ну и кто он после этого?

Женя Лукашин, «Ирония судьбы»

Картинки по запроÑу Ð–ÐµÐ½Ñ Ð›ÑƒÐºÐ°ÑˆÐ¸Ð½, Â«Ð˜Ñ€Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ñудьбы»



Женя Лукашин — ярчайший представитель типажа мужчин, которые ломают женщинам жизни самым изощренным способом: бросают тех на дно созависимости. Инфантильный алкоголик — что вообще может быть хуже? Хуже может быть только Лукашин,который еще и социопат, напрочь лишенный эмпатии. Просто представьте себя на месте Гали: он мариновал ее несколько лет, не отталкивая, но и не решаясь жениться, а потом бросил ее в Новый год. По телефону. Ну в самом деле, зачем беспокоиться о чувствах женщины, которая была с тобой несколько лет и которая уверена, что вы вот-вот поженитесь? Не до Гали как-то, у Жени приключилась Великая Любовь.

Правда, своей великой любви Лукашин постоянно хамит, и, как выясняется, это его нормальное поведение в подпитии: он сам рассказывает, как испортил свадьбу своему лучшему другу.

Затем Лукашин начинает проламывать границы Нади с напором, удивительным для«маменькиного сынка»: он просто отказывается уходить из ее дома и при этом еще и требует, чтобы она ему посочувствовала! Тот факт, что он только что разбил ее личную жизнь, — это «так получилось», а вот то, что ему пойти некуда, — вот трагедия!

Ну, а потом, когда вся кровь во вкусной Наде закончилась и высосать было ничего нельзя,Женя сбежал обратно под мамино крылышко. И, как мы помним, не позвал свою Великую Любовь с собой.

Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, «Москва слезам не верит»

Картинки по запроÑу Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, «МоÑква Ñлезам не верит»

Тот самый «настоящий мужчина», которые, говорят, «совсем повывелись», но, как мы видим, и в начале восьмидесятых их уже не было, потому что героини фильма никак не могли их найти. Видимо, за неимением гербовой и решили писать на простой, то есть выдать за желаемого «надежного мужчину» типичного домашнего тирана, нарцисса и абьюзера.

Первое, что делает Гоша, — проламывает личные границы Катерины, что подается им как бурные ухаживания, а ею воспринимается как мужественность, напористость и сила(ошибочно, конечно).

Второе — ставит себя на место хозяина положения: ни Катерина, ни Александра не собирались ни на какой пикник с незнакомыми им Гошиными друзьями, но он фактически их заставил.

Третье: Гоша позволяет себе вмешиваться в личную жизнь дочери Катерины, не имея на это никаких прав и никак это не аргументируя, по сути: «На том простом основании, что я мужчина».

А потом он уходит в запой.

И, конечно, не потому, что Катерина его «обманула», а потому, что чувствует себя ничтожеством: он и без того завидовал Катерине, поскольку она явно успешнее, а теперь оказалось, что, во-первых, она совсем на другой ступени социальной лестницы, а во-вторых,рядом с ней есть мужчины, конкуренции с которыми он, Гоша, не выдержит никогда.

Вот только Катя уже попала в зависимость, и кончится все для нее очевидно плохо. Потому что нарцисс Гоша пришел в себя сразу, как только понял: жертва попалась. И теперь за ним,нищим слесарем, будет на коленях ползать целая директор завода.

Карл Фридрих Иероним, «Тот самый Мюнхгаузен»

Картинки по запроÑу Карл Фридрих Иероним, «Тот Ñамый Мюнхгаузен»

Вряд ли мы соврем, если скажем, что этот персонаж Янковского — один из самых любимых советских киногероев: потрясающее чувство юмора, смелость идти против системы и нечеловеческое обаяние. Фактически готовый рецепт персонажа «Мечта всех девочек от 5 до 99 лет».

Если, конечно, не считать того, что он нарцисс, абьюзер и газлайтер. Давай прямо по пунктам!

Нарциссизм: любой нарцисс — прирожденный манипулятор, и Карл манипулирует Мартой как по учебнику. Сначала: «Дорогая, я буду таким, как ты хочешь, потому что люблю тебя!» А затем, как только несчастная впала в зависимость, начинается: «Ты меня недостойна!» Обесценивание — вообще любимый прием нарциссов, и тут мы имеем экспонат прямо из палаты мер и весов: барон обесценивает вообще все, что его окружает (и поведение посторонних ему, в сущности, людей, и простые человеческие желания Марты).

Абьюз: по сути, все, чего добивается Карл от Марты, он добивается моральным насилием: тем самым обесцениванием ее чувств и желаний, обвинениями (вину за все свои проблемы и неудачи он возлагает на нее) и шантажом (не сделаешь, как я хочу, — я продолжу вести себя как чудовище).

Газлайтинг: это форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Именно это и происходит с Мартой, когда она приходит в суд и со слезами просит помиловать ее «ненормального мужа». При этом она уже не совсем понимает, какая реальность — настоящая, потому что обе кажутся ей одинаково абсурдными.

В общем, финальную сцену можно трактовать по‑разному: с одной стороны, жертва была зависима настолько, что готова была буквально на все — в том числе собственноручно разрушить свою жизнь, отправляя на смерть человека, от которого зависит.

А с другой стороны, нам нравится думать, что это была самооборона. Пущай полетает! (с)

©









Чтобы не пропустить новые статьи, подпишись на сайт:

Для подписки введите e-mail:




Смотрите также: